До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Блокнот
17.08.2017
История одной картины
«Нет настолько старых предметов,

о которых нельзя было бы сказать что-то новое»

Ф.М. Достоевский. «Дневник писателя»

За более чем 140 летнюю историю существования Политехнического музея в его архивах и фондохранилищах было накоплено огромное количество различных артефактов. Многие из них непосредственно связаны с выставочной деятельностью музея в различные годы. Не удивительно, что отдельные предметы, на первый взгляд не представляющие большой ценности, при определенных обстоятельствах зачастую обретают как-бы вторую жизнь. Именно с такой ситуацией недавно пришлось столкнуться сотрудникам музея. А началось все с того, что Фонде изобразительных материалов обнаружилась старая картина, выполненная в технике «Гризайль».
Написана она была в середине ХХ века неизвестным советским художником, однако сюжет изображения относился к 1881 году. Это, косвенно подтверждалось надписью, сделанной непосредственно в правой части изображения: «ПЕТЕРБУРГ, 1881». Изучение архивных музейных материалов показало, что данная картина была заказана Политехническим музеем специально для оформления выставки под названием: «Промышленность средств связи СССР», проходившей в музее в 1949 году.
Как стало ясно из тех же документов, картина предназначалась для оформления зала экспозиции, посвященной истории проводных средств связи. Заказ на ее изготовление был размещен в мастерской «Техсила» при Центральной политехнической библиотеке. То есть, фактически, в одном из подразделений самого музея. Согласно сметы стоимость работы была оценена в сумму 1554 советских дореформенных рубля. Главная же загадка заключалась собственно в самом изображении. На картине была запечатлена группа людей, находившихся в шикарном интерьере с античными статуями. Стены помещения были увешаны коврами, а присутствующие в нем персонажи сидели вдоль стен, из которых свисали провода, заканчивавшиеся слуховыми трубками. В описании экспозиции выставки данная картина имела сухое название: «Слушают оперу». И именно здесь начинается самое интересное. Сюжет картины очевидно относился к первым опытам по передаче звуков на расстояние. Как известно, в 1881 году французский инженер-самоучка Клеман Адер изобрёл «театрофон» — систему передачи звука по проводам (прототип проводного вещания). Эта система делала доступным бинауральное слушание и позволяла публике различать расположение актёров на сцене. Создав чувствительный микрофон, Клеман с его помощью обнаружил эффект стерео. Появлялась возможность использовать стереозвук для прослушивания оперных произведений на расстоянии до 3 км от театра. В октябре того же 1881 года, чтобы передать звуки Парижской оперы по телефонным линиям на территорию Промышленной парижской выставки на ней было оборудовано четыре освещенных электрических залы. В каждую из них допускалось разом по 20 человек. Пользование телефоном дозволялось в течение двух минут. Причем электрический ток, производимый батареями в двух залах, проводился посредством коммутатора в две другие залы. Для того, чтобы в комнаты не проникал никакой шум извне, как пол, так и стены были обтянуты тяжелыми коврами. Оборудование, размещенное в театре, состояло из пяти групп слуховых аппаратов, расставленных на авансцене театра, по два один против другого по обеим сторонам суфлерской будки. Аппаратами этими были микрофоны, устроенные по системе Адера, и с ними соединены были обыкновенными телеграфными проводами телефоны системы Белла. Всего на выставке было установлено 80 телефонов.[1]

Устройство вызвало ажиотаж у посетителей выставки и привлекло особое внимание предпринимателей.

Компания Compagnie du Theatrophone, созданная в Париже в 1890 году, используя открытие Адера, в течение 40 лет предлагала услуги по передаче «живой» музыки и представлений по телефону из различных театров на специальные телефоны, установленные в гостиницах, кафе и т. д., а также обычным телефонным абонентам. Благодаря изобретению Клемана Адера были созданы линии проводного вещания между Парижем и Брюсселем (1887 год), Парижем и Лондоном (1891 год).

Но наше изображение явно относилось не к Парижской выставке, поскольку дальнейшее изучение имеющихся в музее материалов дало еще одну подсказку. При постановке картины на учет ее название было сформулировано следующим образом: «Трансляция оперы из Мариинского театра». Кроме того, в фондах музея обнаружился и фотографический негатив данного изображения, в описании которого первоисточником был назван журнал «Всемирная иллюстрация» за 1881 год. Поиск и изучение архива упомянутого журнала было делом техники. Однако, в подшивке за 1881 год похожего изображения обнаружить не удалось. Правда, в XIX номере нашлась информация как раз про парижскую выставку. Казалось, расследование зашло в тупик. Но, памятуя о том, что изобретение Клемана Адера впервые было продемонстрировано на Парижской выставке в октябре 1881 года возникла мысль, что соответственно, в Петербург изобретение должно было попасть не ранее конца того же года, а информация о его демонстрации могла быть опубликована и в 1882 году. Забегая вперед скажу, что в дальнейшем, эта догадка полностью подтвердилась. Значит, имело смысл проверить журналы и за 1882 год. В итоге, удалось-таки обнаружить искомое изображение в выпуске журнала "Всемирная иллюстрация" № 6 (682) , от 6 февраля 1882 года, стр. 116-117, том XXVII. Заголовок под картинкой гласил: "Электрическая выставка в бывшем Соляном городке. Зала телефонов, соединенных с Большим и Мариинским театрами".
На стр.116 того же выпуска журнала имеется еще одно изображение, под названием "Вид главного зала".
Автором обоих рисунков являлся Арнольд Францевич Бальдингер (годы жизни 1850 (Вена) - 1911 (С.Петербург)). Этот художник делал много иллюстраций для данного журнала. Правда, при сопоставлении двух рисунков выявились некоторые различия. Главным из них были разные надписи на картине. Как было сказано выше, справа посредине позднего изображения было написано: «ПЕТЕРБУРГ, 1881». На исходной же картине текст был совершенно другим: «КОВРЫ ОТ ПОГРЕБЛЕ…? Концовка текста на изображении срезана. Очевидно, что с целью уменьшения влияния посторонних шумов на слушателей, стены помещения были полностью обтянуты плотными коврами. По-видимому, именно реклама фирмы, обеспечившей поставку данных ковров, и была размещена на изображении. Понятно, что в сталинскую эпоху, в 1949 году, копирование подобной дореволюционной рекламы было делом немыслимым. Интерес представляла и статья о выставке, опубликованная в том же журнале. Из ее текста становится ясно, что на петербуржской выставке в основном были показаны те же самые экспонаты, что и на парижской двумя месяцами ранее. Вот фрагмент статьи из журнала «Всемирная иллюстрация» за 1882 год, говорящий об этом: «Мысль познакомить петербуржскую публику с предметами, фигурировавшими на бывшей Парижской электрической выставке, поистине может быть признана счастливою, так как эта интересная и полезная отрасль человеческого знания все еще слишком мало популяризирована, и при этом в особенности у нас, в России. Но дело в том, что такое почтенное предприятие не должно иметь характера исключительно коммерческого предприятия; к глубокому нашему сожалению это было упущено из вида, и Императорское техническое общество, полагавшее оказать делу помощь, дав свою почетную форму, ошиблось. Собственно говоря, кроме телефона, который все никак не могут наладить, смотреть на выставке почти нечего; значительное большинство аппаратов было уже выставлено в Соляном городке два года тому назад, и некоторые устарели до такой степени, что им скорее всего место в витрине антиквария. Каждому петербуржцу бросались, вероятно, в глаза две переносных телеграфных линии, жерди которых приспособлены к фонарям, тумбам и другим выдающимся предметам на протяжении Екатерининского канала и Мойки. Эти-то линии и дают возможность желающим в течение 3-5 минут послушать итальянскую и русскую оперы. Иногда телефон действует хорошо, и пение, и игра оркестра слышны так, как будто бы они раздавались в другой комнате; к сожалению, постановка микрофонов на сценах почему-то не удается, и зачастую звуки делаются глухими или-же сопровождаются совершенно сторонними звуками, которые не входили в расчеты устроителей. На днях помещение выставки будет соединено телеграфною проволокой с главною телеграфной станцией, и тогда посетители будут в состоянии прямо из выставочного зала переговариваться со всеми городами Европы и остального мира. Ясно, что тут, собственно говоря, устроители выставки бьют в простой эффект, а не на популяризацию науки».[2]

Позднее, в том же журнале «Всемирная иллюстрация» №20 (696) за 1882 год была размещена статья о начале устройства телефонной сети в пяти городах Российской империи: Петербурге, Москве, Риге, Варшаве и Одессе. На обложке этого номера журнала также была размещена картина, рассказывающая об оборудовании телефонных линий в Петербурге.
В целом исследование можно было считать почти законченным. Однако, оно породило новые вопросы.

Почему выставка проходила в так называемом бывшем Соляном городке? Почему в зал велась трансляция оперы из Мариинского театра?

Ответы помогли найти коллеги из Гатчинского дворца-музея. Как оказалось, эта тема ранее уже была затронута известным биографом царской семьи Игорем Викторовичем Зиминым. В частности, в одной из своих работ он упоминал следующее: «В декабре 1881 г. директор Императорских театров И.А. Всеволожский направил рапорт на имя министра Императорского двора И.И. Воронцова-Дашкова. В нем он сообщал, что представитель Императорского русского технического общества просил его разрешить поставить на рампах Императорских Большого и Мариинского театров, а с начала Великого поста перенести в Михайловский театр ряды микрофонов для соединения их с телефонами, имеющими быть поставленными на электрической выставке, с целью ознакомить посетителей ея с существующими способами передачи звуков (речи, пения, музыки) на расстоянии с помощью электричества».[3]



Вероятно, здесь имелся в виду не московский, а петербуржский Большой театр, существовавший вплоть до 1886 года.

Что же касается проведения петербуржской Электрической выставки в бывшем Соляном городке в Санкт-Петербурге, то этому имеется простое объяснение. Дело в том, что еще в 1870 году здесь проходила Всероссийская промышленная выставка, после которой в зданиях был размещен крупнейший в России комплекс музеев, включавший павильоны Императорского русского технического общества и Музей прикладных знаний. К сожалению, в наше время здания бывшего Соляного городка пришли в упадок. Более подробную информацию про бывший Соляной городок можно посмотреть по приведенной ссылке:

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%BB%D1%8F%D0%BD%D0%BE%D0%B9_%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%BA

Дополнительный интерес проведенное исследование представляет также в связи с тем, что позднее вдовствующая императрица Мария Федоровна – мать последнего российского императора Николая Второго, решила разместить в собственных апартаментах Гатчинского дворца аналогичное техническое устройство для прослушивания опер из Мариинского театра и Консерватории. Первые опыты такого рода были проведены в 1884 году. Усовершенствование же дворцовой линии связи продолжалось вплоть до 1897 года. Выглядела схема следующим образом: « Во дворце выделили особую оперную комнату, к телефонному коммутатору в которой подходили два провода дворцовой линии. С помощью рычага можно было осуществлять переключение: влево – на телефонные переговоры, вправо – на оперу. В Мариинском театре для размещения необходимых приборов и батарей была отведена небольшая комната, в которой во время спектаклей находился дежурный механик, следивший за исправностью передачи и дававший требуемые соединения. В Консерватории установили только коммутатор для соединения дежурной комнаты в Мариинском театре со сценой Консерватории. При этом в Гатчину проложили специальную линию от Мариинского театра через центральную телефонную станцию. На крышах Мариинского театра и Консерватории были установлены железные стойки, через которые шли провода. На сцене Мариинского театра разместили 20 микрофонов, помещенных парами: шесть пар вдоль рампы по обе стороны суфлерской будки, на особых металлических стойках и четыре пары были подвешены по бокам сцены на высоте около 3 метров. Расположенная в отдельном помещении театра телефонная станция позволяла обеспечить правильное и быстрое манипулирование дежурных во время оперных спектаклей. Однако, качество связи часто вызывало нарекания царственных особ. Во время прослушивания оперы звуки пения и музыки то усиливались, то ослабевали и даже по временам вовсе прекращались. При этом можно было слышать по телефону, как на Главной станции переключаются провода и вешается слуховой телефон на рычаг или снимается с него.
Выяснилось, что прохождение линии через Главную станцию, давало возможность ее недобросовестным сотрудникам связывать с театром каждого из ее абонентов по знакомству или иным побуждениям для слушания оперы.[4] В этой связи, в дальнейшем, для улучшения качества связи и устранения помех, была проложена отдельная прямая линия от Мариинского театра к Гатчинскому дворцу, минуя Главную телефонную станцию. Данные работы были закончены 24 декабря 1897 года».[5]


А в июле 1899 г., уже сам император Николай II «выразил желание» установить телефонную связь между Зимним дворцом и Мариинским театром, а также Консерваторией. Надо заметить, что такие забавы в начале XX в. стоили недешево. В результате за прокладку двух двойных проводов на особых столбиках для передачи оперы из Мариинского театра и Консерватории в Зимний дворец и со всей внутренней проводкой и устройством специального переключателя в самом дворце (за исключением слуховых трубок) дворцовые хозяйственные службы уплатили «Международной компании телефонов Белла» 1000 руб. [6]

Как мы видим, императорская семья активно пользовалась передовыми техническими достижениями своего времени. Не случайно, в 1900 году по особому дозволению вдовствующей императрицы Марии Федоровны русский инженер Ипполит Владимирович Романов проводил испытания электрической железной дороги собственной конструкции на площадке расположенной между Гатчинским дворцом и Балтийским вокзалом, а также испытания первых электромобилей на территории Гатчинского парка.[7]
Позднее, в 1901 году, императрица Мария Федоровна сама стала обладателем одного из первых электромобилей американской фирмы Columbia, который был подарен ей родной сестрой – английской королевой Александрой. Но это уже другая история. Подробнее об этом можно прочитать, пройдя по ссылкам:

https://polymus.ru/ru/pop-science/blogs/channels/avtotehnika/14627/
http://www.oldtimer.ru/blogs/maxim_kartashev/ne-taynaya-strast-korolevy-aleksandry/

Автор статьи выражает особую благодарность сотрудникам Гатчинского дворца-музея: Рыженко И.Э. и Хорошиловой А.В., а также сотрудникам Политехнического музея: Грабарской К.Г., Саиновой Н.П. и Герасимовой Т.В. за помощь, оказанную при работе над данной статьей.

__________________________________________


1 Всемирная иллюстрация, № 19(669), том XXVI, 31.10.1881, стр. 362
2 "Всемирная иллюстрация" № 6 (682), том XXVII , 06. 02. 1882 года, стр. 114
3 Зимин И.В. - Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917, «Центрполиграф», 2012, с.98
4 Колышницына Н.В. Необычное увлечение семьи Александра III . Конференция «Гатчинский дворец в истории России» (материалы) 1-3 декабря 2016г. Гатчина, с.97
5 Колышницына Н.В. Необычное увлечение семьи Александра III . Конференция «Гатчинский дворец в истории России» (материалы) 1-3 декабря 2016г. Гатчина, с.94, 98
6 Зимин И.В. - Зимний дворец. Люди и стены. История императорской резиденции. 1762-1917 «Центрполиграф», 2012, с..98
7 Рыженко И.Э., Фарафонова А.Н. Гатчинский дворец и парк. Фотолетопись до 1917 года. Санкт-Петербург, «Лики России», 2016. с.372
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе

Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.

популярное