Ретроспектива
09.02.2015
Лучшему другу
советских коллекционеров

Интересно, кто в Советском Союзе был самым первым коллекционером масштабных моделей автомобилей? Имя одного кандидата мы можем назвать наверняка. Гордым обладателем собрания уменьшенных копий автомобилей, тракторов, локомотивов, вагонов и прочих машин неожиданно оказался... ни кто иной, как Иосиф Виссарионович Сталин! К своему 70-летию, торжественно отмечавшемуся в декабре 1949 года, вождь народов получил громадное количество мыслимых и немыслимых подарков, среди которых вырисовывалась настоящая коллекция отличных моделей колёсных транспортных средств. Работники больших и малых заводов дружно преподносили товарищу Сталину макеты своих машин, но особо отличился коллектив Горьковского автозавода имени Молотова. Подарок от ГАЗа оказался небольшой коллекцией масштабных моделей и настоящим произведением искусства в одном лице. 

В основе композиции лежал круглый подиум с прозрачной колонной посередине, которую венчала пятиконечная звезда. Вокруг колонны по вьющейся спирали вверх ехали друг за другом модели шести автомобилей Горьковского автозавода, символизируя марксистскую теорию развития по спирали. Внизу, на самом подиуме, как первая ступень эволюции —легковой ГАЗ-А, перед ним — «полуторка» ГАЗ-АА, далее виток — заехавшая на спираль эволюции «Эмка», впереди — новые витки: ГАЗ-51, «Победа» и, как высшая ступень, новинка завода, ЗИМ. Причём композиция получилась «на вырост» — до вершины колонны хватало места навить новые витки спирали и установить машины новых моделей, какие ещё только увидят свет в будущем. 

По подарочной пирамиде можно наглядно изучать историю завода. С легкового ГАЗ-А и 1,5-тонного ГАЗ-АА всё начиналось в 1932 году — лицензию на обе модели и необходимую для их массового выпуска заводскую оснастку официально купили у Генри Форда. Интересно, что у легковой и грузовой машин были одни и те же двигатель, капот, радиатор, крылья, электрооборудование, и спереди они выглядели почти одинаково, отличаясь только колёсами. Если ГАЗ-А прожил на конвейере совсем недолго, до 1935 года, то «полуторка» вывезла на себе народное хозяйство довоенных пятилеток, служила «боевым конём» Красной армии в войну, и в «юбилейном» 1949-м её ещё не сняли с производства — до 1951 года она сходила с конвейера в Ульяновске. Поэтому грузовичок и установили впереди. Не менее знаменитая «Эмка» ГАЗ-М1 обернулась новым витком спирали. Несмотря на внешнее сходство с «Фордом», её уже полностью разработали на ГАЗе. Она отличалась принципиально новым шасси, лучше приспособленным к тяжёлым дорогам, капитально переработанным по сравнению с ГАЗ-А и ГАЗ-АА двигателем, комфортабельным закрытым кузовом. С 1936 по 1943 годы «Эмка» успела стать самым популярным легковым автомобилем довоенного СССР и, вместе с «полуторкой», одним из символов Великой Победы. Разработанные во время войны и увидевшие свет по её окончании ГАЗ-51 и «Победа» М-20 в 1949-м представляли сегодняшний день завода. Обе модели могли похвастать экономичными двигателями нового поколения, а «Победа» — первым в стране несущим кузовом и независимой передней подвеской. ГАЗ по праву гордился, что освоил два полностью новых автомобиля — грузовой и легковой — за два послевоенных года, пока ведущие компании Европы и даже США продолжали выпускать довоенные машины. Наконец, ЗИМ, он же ГАЗ-12, ещё считался перспективной моделью — ему предстояло сойти с конвейера только в следующем 1950 году. Разработанный по приказу товарища Сталина ЗИМ должен был вытеснить из номенклатурных гаражей многочисленные трофейные иномарки, а значит, по комфорту и ездовым качествам он выигрывал у многих зарубежных машин высокого класса. За 17 лет завод сумел подняться от простенького открытого ГАЗ-А с 40-сильным движком и спицованными колёсами до внушительного ЗИМа, обладавшего невиданным в мире несущим кузовом 5-метровой длины, 90 лошадиными силами и зачатком автоматической передачи. 

Спираль с моделями не сделали статичной — она вращалась вокруг центрального столба. Точные данные о масштабе, в котором выполнены машины, в исторических источниках 1949 года отсутствуют. Но фотографии демонстрируют, что от низших к высшим виткам поднимались далеко не крошечные автомобильчики вроде сегодняшних 1:43, а внушительные модели никак не меньше современного масштаба 1:18, а, скорее всего, даже более крупного, может даже 1:10. Во всяком случае, размеры подарка получились титанические. 

Нельзя не восхищаться острым глазом и золотыми руками модельщиков Конструкторско-экспериментального отдела (КЭО) ГАЗа, изготовивших отличные копии легковушек и грузовиков. Впрочем, ничего удивительного здесь тоже нет. На заводе работали мастера-виртуозы, по эскизам и чертежам конструкторов строившие десятки, если не сотни макетов перспективных автомобилей из дерева и гипса в масштабах 1:10, 1:4, и, конечно же, в натуральную величину. Ведь конструкторы должны были оценить, как будет выглядеть тот или иной вариант будущего автомобиля не на ватмане и плазе, а в объёме. А по образцу натурных макетов потом вырезались из ценных пород дерева эталонные мастер-модели внешней поверхности кузова, жизненно необходимые для производства, причём на ГАЗ за такими моделями приезжали конструкторы и технологи с самых разных заводов страны. Постоянно изготавливая новые макеты машин, заводские умельцы до блеска оттачивали свои навыки, и их работу можно было с гордостью представить даже любимому и уважаемому вождю всех народов. 

Внизу на подиуме подарка красовалась знаменитая цитата из речи товарища Сталина: «У нас не было автомобильной промышленности, у нас она есть теперь». Сегодняшние историки не соглашаются и критикуют вождя. Лев Михайлович Шугуров не скрывал, что написал книгу «Погоня за «Руссо-Балтом», полемизируя с этим сталинским тезисом. Не умаляя заслуг «Фрезе», «Лесснера», «Руссо-Балта», АМО, Ярославского завода, мы всё же не имеем права не признать, что настоящая индустрия массового конвейерного производства, пересадившая страну с лошадки на автомобиль, появилась в СССР именно в годы Индустриализации и сталинских пятилеток. И главным символом массовой автомобилизации страны по праву стал ГАЗ. Печально, что работа горьковских умельцев до наших дней не дожила. 

В фондах Политехнического музея, куда передавались «технические» сталинские артефакты, уникальная спираль отсутствует. Но в то же время нет никаких сведений о её уничтожении! Более того, нет документов, прямо указывающих, что этот экспонат списали, или передали в какой-то другой музей! Недавно мы нашли следы масштабных моделей, очень похожих на те, что украшали Сталинскую спираль. Надеемся, что очень скоро мы сможем рассказать, действительно удалось найти части уникального макета, или мы, к сожалению, столкнулись с обычным совпадением.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Олдджек
Детям на игрушки разобрали, факт. Лица, приближенные к...
А жаль. Макетчики на ГАЗе всегда знатные были, модели были один в один.
0
shelby500
Такое подробное описание и так мало фотографий! Обидно!
0
S_Iones
В природе существует маловато фоток ВОТ ЭТОГО шедевра. Кстати, письменное, с картинками, продолжение истории как раз существует. Интересно, ОНО было выставлено на сайт?

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

16.11.2015 Худшие
Все статьи