Ретроспектива
12.10.2013
Татра Сталину
Старые автомобили — это, пожалуй, одна из самых мифологизированных областей человеческого интереса. Это, впрочем, неудивительно и объясняется не только общечеловеческим стремлением мифологизировать окружающий «обыкновенный» мир, но и сугубо прагматическими причинами — цена «авто с историей» возрастает в разы. Вот и получается (где-то по незнанию, а где-то и злонамеренно) — что ни Волга, то гагаринская, что ни Виллис, то жуковский, а что ни Хорьх, то лично дедушкой продавца взятый на абордаж у Геринга... 

Но, к счастью, существуют и настоящие раритеты с хорошо документированной историей, и одна из них — история необычного подарка на юбилей. 


Сейчас уже мало кто уже помнит, что 1949 год был особенным годом для СССР и всего социалистического блока — в этом году проходили празднования 70-летия Сталина. Чехословакия, как и другие «братские» страны просто обязана была преподнести вождю достойные подарки, в том числе — автомобильные. Воплощение этой идеи потребовало от автоконструкторов трёх чехословацкий автозаводов — Шкода, Татра и Аэро немалых затрат времени и усилий. Для подарков нужны были самые современные модели, вобравшие в себя все последние достижения автомобильной промышленности и ставшие достойным поводом для гордости автомобилестроителей. На Татре такая модель была только одна — Татра 600 «Tatraplan», которая встала на конвейер годом раньше.


Впрочем, было решено не ограничиваться базовой моделью. Выдающийся конструктор Йозеф Содомка был известен своими кабриолетами, поэтому в подарок решили подготовить открытую версию новой «Татры». Характерной особенностью Tatra был плавный переход салона в обтекаемую заднюю часть кузова, где был спрятан мощный двигатель. Однако здесь-то и таилась серьезная конструкторская сложность: седаны и лимузины с таким кузовом получались отличные, а вот все предыдущие попытки сделать на базе Татр кабриолет заканчивались ничем. 


Над этой задачей стал думать конструктор Йозеф Ржиха. Он решил отказаться от высокого капота с боковыми воздухозаборниками, «плавником» и верхними жалюзи. Задний капот стал плоским, полностью изменились задние крылья и воздухозаборники, вдоль кузова прошел молдинг. В облицовке фальшрадиатора появились противотуманные фары. Когда все было готово, автомобиль в несколько слоев покрасили нитроэмалью цвета слоновой кости с ручной шлифовкой промежуточных слоев. И последний штрих — крышку переднего багажника Йозеф украсил красным пластиковым флажком. 

Наконец непростая задача — сделать автомобиль, достойный вождя «всего прогрессивного человечества» — кажется, была решена. 


Однако подготовка подарка на этом не закончилась — ведь спартанский салон «Татраплана» надо было сделать достойным будущего пассажира! Для этого создатели автоподарка увеличили ширину двери и расстояние между сиденьями, и вот автомобиль удлинился примерно на полметра, а его силуэт приобрел спортивный и изысканный рисунок. 


Двери и сиденья обили натуральной кожей красного цвета, а на спинках сидений установили некие прообразы современных подголовников. Специально для подарочного кабриолета фирма Tesla изготовила многодиапазонный радиоприемник, недоступный по цене обычным автолюбителям. 

Разумеется, дизайнерские изыски потребовали изменений в конструкции силового агрегата и ходовой части машины. Днище автомобиля, выполнявшее роль несущего силового элемента, удлинили и усилили, а также внесли необходимые изменения в подвеску. 


Премьера подарочного кабриолета состоялась летом 1949-го на национальной автомобильной выставке в Праге. Затем он перекочевал в Женеву, где открывал экспозицию Чехословакии на очередном международном автосалоне. В Женеве уникальный кабриолет имел большой успех — он занял второе место в номинации «элегантность». 


Затем автомобиль возвращается с женевского автосалона, и 7 октября 1949 года в Праге проходит торжественная передача автомобиля представителям СССР. Далее начинается его переезд в Москву. Кабриолет разобрали и погрузили на специальный поезд, на котором в Москву отправился президент Чехословакии Антонин Запотоцкий. 22 декабря 1949 года он на специальном митинге передал кабриолет «Татраплан» в числе других подарков представителям юбилейного комитета.


К сожалению, неизвестно, проехался ли Сталин хоть однажды на этом красивом кабриолете... 

После торжеств машина среди прочих технических подарков Сталину была выставлена в залах Политехнического музея, где и находилась до 1955 года. 


Затем все три чехословацких автомобиля были переданы в систему здравоохранения и попали в медучреждения различных городов СССР. Уникальный «Татраплан» долгое время работал как дежурная машина в одной из районных больниц Грузии.

Трудно сказать, сохранилась бы эта Tatra 600 Tatraplan до наших дней, если бы в начале семидесятых годов ее судьбой не заинтересовался Мирослав Губеняк, представитель «Татры» в Москве. Он приложил немало сил, чтобы провести обмен подарка Сталину на новую в то время «Татру 603». По тем временам «шестьсот третья» относилась к категории «членовозов», и провести эту операцию можно было только через министерства внешней торговли, иностранных и внутренних дел Чехословакии и Советского Союза. Обегав все инстанции, Мирослав получил «добро» на обмен и сам отправился с завода Татра в Грузию за рулем новой «шестьсот третей». 


Так в 1979 году, спустя 30 лет после создания, «Татраплан» еще раз пересек советско-чешскую границу, чтобы вернуться домой — в Чехословакию. 


И вот уже 30 с лишним лет автомобиль с успехом участвует в разных выставках ретро-техники и остается подлинным украшением музея Татры в Копрживнице. 


Однако существует одна малозаметная на первый взгляд загадка, связанная с этим кабриолетом. Если сравнить архивные фотографии 1949, где видна задняя часть Т 600 Tatraplan, с современным видом автомобиля, то отчетливо видно, что крышка мотора сильно поменяла форму — причем не в сторону упрощения. Подобное упрощение часто случается при неумелых ремонтах и непрофессиональной реставрации, но тут все произошло с точностью до наоборот — крышка мотора стала более сложной формы. Что это? «Модернизация» во время реставрации в музее Татры? Или последствия ремонта в СССР? 


Как бы то ни было, этот необычный кабриолет, построенный в единственном экземпляре для всемирно известного человека и сохраненный благодаря усилиям мало кому известного представителя «Татры» в Москве, навсегда останется интересной и важной страницей не только автомобильной истории, но и истории политико-дипломатической.

Когда этот материал готовился к публикации, стало известно о совершенно немыслимой находке — на просторах нашей поистине необъятной Родины обнаружен ещё один из трёх чехословацких автомобилей, подаренных И.В.Сталину на 70-летие — Aero Minor II в эксклюзивной подарочной комплектации, изготовленный в 1949 году по специальному заказу в одном-единственном экземпляре. Как только станут известны подробности этой находки, мы обязательно посвятим ей отдельную статью.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

Страницы: 1 2 След.
0
S_Iones
Если сотрудник представительства Татры Губеняк выменял кабриолет в 1979-м, то он должен был отдать хозяевам кабриолета новую Татру не 603-ей, а 613-й модели - 603-я была давно снята с производства. Или это произошло не в 1979-м, а на много лет раньше?

И в какой области Грузии кабриолет обслуживал "больницу"? Он работал в одном гараже с Москвичами и Волгами медпомощи? Или "больница" на самом деле была закрытым цековским санторием на каком-то курорте? И какие там были регистрация, номера?

Подарки Сталину были выставлены в 50-х в Политехе? Или все-таки в Музее Революции?

В подобных историях всегда много вопросов, на которые хочется получить более конкретные ответы.
0
Илья СОРОКИН
Сергей!
Про 1979 или не 1979 год проверяется легко - достаточно узнать, с какого года машина экспонируется в чешском музее + разумный срок на реставрацию и приведение в выставочное состояние. Теперь, когда найден Аэро Минор, интерес к теме уже далеко не праздный, поэтому необходимые уточняющие запросы и по Татраплану будут сделаны, хотя бы даже для того, чтобы выявить всё общее в судьбах этих машин.
По слухам Татраплан был в Гори, но это очень похоже на неподтверждённую легенду. Документально подтверждено, что все 3 чехословацких автомобиля в 1955 году были переданы из Политеха по нулевой балансовой стоимости в Горздравотдел г.Москвы. Про Аэро Минор известно, что он лет 10 примерно работал в одной из московских больниц, затем был продан в частные руки. В какой именно больнице - ещё предстоит установить.
Подарки Сталину были выставлены в Музее Революции на специальной выставке (ковры, вазы, трубки и т.п.). Технические подарки Сталину экспонировались с декабря 1949 по 1955 год в Политехе. Автомобили (3 чехословацких + ЕМW), мотоцикл, двухмоторный самолёт, макет паровоза, токарный станок и многое другое. Документирован их полный список, об этом у нас будет интересная публикация, думаю, в декабре, "к дате".
0
S_Iones
Илья, спасибо за подробный ответ!

ВОТ ЭТО уже серьезный разговор - точные названия организаций, документы о передаче, балансовая стоимость. К тому же сейчас доступны архивные документы Политеха - описи фондов, акты приема-передачи. ВОТ ТАК с точными архивными записями в руках по частям восстанавливаются настоящие биографии автомобилей, а не всяких там "Хорьхов Геринга" и "Роллс-Ройсов царя".

Если Аэро-Минор служил в Москве, вероятно не "в больнице", а на автобазе Мосавтосантранса, к которой был приписан медицинский транспорт столицы, то получается, он года до 1965 ездил по городу и мог попасть в объектив нашего общего знакомого Новикова. Если такое фото существует, есть шанс узнать, как выглядел Аэро на службе у медиков, какие носил номера, был ли раскрашен крестиками и т.п.
0
josef.skoda.12
Открытие второго чехословацкого автомобиля является хорошой новостю и я с нетерпением жду статью о нем и картины егодняшнего состояния.
Любая фотография г-на Новикова, конечно, былa бы интереснa. Спасибо S_Iones по этой теме.
Админ www.minory.cz
0
josef.skoda.12
Цитата
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Очень интересно!
Это верно, даже если вы используете изображение с нашего сайта? :evil:
www.minory.cz
0
oldtimer_ru
Уважаемый Josef, не обижайтесь пожалуйста, это наша стандартная быстрая реакция на попытку разместить спам )))
Извините.
К Вам это, разумеется, не относится, Ваш сайт не коммерческий, да и вообще нам с Вами ещё так много открытий предстоит вместе сделать по этому автомобилю, что даже дух захватывает!
Эта находка - большая радость и для Вас, и для нас, это живая история наших народов, которую у нас есть счастливая возможность совместно исследовать.
Спасибо Вам за архивные фото, через несколько дней мы сможем Вам прислать современные фото Минора.
0
josef.skoda.12
Всего хорошего! ;)
Я был просто поражен этой оговоркой. Конечно, с нетерпением жду этой статье.
0
josef.skoda.12
Цитата
Однако существует одна малозаметная на первый взгляд загадка, связанная с этим кабриолетом. Если сравнить архивные фотографии 1949, где видна задняя часть Т 600 Tatraplan, с современным видом автомобиля, то отчетливо видно, что крышка мотора сильно поменяла форму — причем не в сторону упрощения. Подобное упрощение часто случается при неумелых ремонтах и непрофессиональной реставрации, но тут все произошло с точностью до наоборот — крышка мотора стала более сложной формы. Что это? «Модернизация» во время реставрации в музее Татры? Или последствия ремонта в СССР?


Все видно из 5-й минуте здесь http://www.ceskatelevize.cz/porady/10116288585-archiv-ct24/207452801350003/

Понятно, что окончательный вариант Tatraplan для Сталина был с крышкой двигателя.более сложной формы.
Я не знаю происхождения этот старой фотографии.
0
Андрей_Крюковский
Можно ли найти этот сюжет в "эфирном" качестве:
http://www.ceskatelevize.cz/porady/10116288585-archiv-ct24/207452801350003/

Я собираюсь делать очередной цикл "Колеса Страны Советов", а там будет серия про
автомобили "соцлагеря" в СССР и советские - в Восточной Европе.
0
josef.skoda.12
Этот фильм во владении чешского телевидения. Я верю, что у них есть исходный материал в их архиве. Но будь готов к очень высокой цене для копирования и прав на использование его.
Забудь об этом.
"Колеса Страны Советов" - кажется, интересный проект.
Былo несколько автомобильных товаров, экспортируемых в СССР из Чехословакии.
Грузовики - TATRA 111. 138, 148, 815, SKODA 706 - различные модификации и мотоциклы JAWA - JAWA-CZ.
Кроме того был небольшой экспорт легковых автомобилей ..
Есть свидетельствo - фотографии с Skoda 440 и 445 в России, этот тип является моим хобби.
Я могу найти некоторые цифры экспортa марки Skoda в CCCR в моем архиве, если полезно.
Страницы: 1 2 След.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

08.09.2013 Шляпы
Все статьи