«Вставай, проклятьем заклейменный, весь мир голодных и рабов» — пелось в знаменитом «Интернационале», официальном гимне СССР в двадцатые-тридцатые годы. К тому времени мир рабов уже встал на ноги, обрел свободу, и стал нуждаться в свободе передвижения. В Советском Союзе попытку посадить рабочих и колхозниц на колеса предпринял московский автозавод имени КИМ — Коммунистического Интернационала Молодежи.
КИМ-10 планировался как массовый автомобиль, предназначенный для продажи частным лицам. Идея «народного автомобиля» появилась в СССР еще в конце двадцатых годов, когда молодой конструктор Константин Шарапов разработал модель НАМИ-1, но по ряду причин она не пошла в массовое производство: не было необходимых мощностей, да и стране, переживающей индустриальный подъем, тогда нужны были больше грузовики, а не легковушки. К тому же частный автомобиль в те годы рассматривался как «буржуазный пережиток» и недостойное советского человека проявление чувства собственности.
25 апреля 1940 года были готовы первые опытные образцы КИМ-10. Три из них проехали на первомайской демонстрации по Красной площади. Казалось, что все идет отлично, если бы в дело не вмешалась большая политика, точнее самый большой и главный политик страны — товарищ Сталин.
Во время наладки сборочного конвейера на заводе побывал журналист из газеты «Известия», послушал, поснимал, а на 1 октября вышла статья, в которой прославлялись успехи заводчан, наладивших выпуск первых советских малолитражек. И это при том, что еще не наладили сам конвейер, а автомобиль не прошел традиционную госприемку высшим руководством страны. Сталин немедленно потребовал машину в Кремль.
Главным недостатком Иосиф Виссарионович посчитал двухдверный кузов. После осмотра КИМ-10 директор завода Кузнецов был отдан под суд, и получил десять лет с формулировкой «за введение в заблуждение советской общественности», автомобиль отправили на переделку — добавить еще две двери.
Судя по макету вторую пару дверей сначала пытались поставить не меняя формы и пропорции кузова — задняя дверь наполовину обнимала заднее крыло. Потом от этой идеи отказались и начали делать кузов заново. Двери выровнялись, появилось третье боковое окно, кузов стал ниже. Четырехдверный вариант назвали КИМ-10-52.
К 1 августа 1941 года уже хотели начать серийное производство модели 10-52 — планировалось выпускать по 50 000 автомобилей в год, но началась война и эти цифры потеряли всякий смысл, как и перестало иметь значение сколько дверей нужно: две или четыре. Два опытных образца КИМ-10-52 были эвакуированы. До наших дней сохранился лишь один, находящийся в коллекции Политехнического музея.
После войны проект не возобновляли, а вместо КИМ-10-52 стали выпускать «Москвич» модели 400 — копию немецкого Opel Kadett.
К слову, после случая с КИМ-10 еще двадцать лет советская автомобильная промышленность не выпускала двухдверных легковых машин. И только появившийся при Хрущеве ЗАЗ-965 «Запорожец» заполнил эту нишу в производственной программе.
Редакция сайта получила 12 ответов на загадку (см. публикацию от 30.11.2013), среди которых семь правильных. По правилам нашего конкурса календари-ежедневники Oldtimer Markt получают авторы трёх правильных ответов, присланных первыми.
Поздравляем победителей конкурса, на почту Вам пришло уведомление о получение призов!
Комментарии
|
Очень интересно !
Я окончил именно 5 декабря этого года восстановление прототипа КиМ. В моей коллекции именно тот автомобиль который снимался в фильме 1940 года -Сердца четырёх ! Фотографии по адресу avtogazmaster1@rambler.ru |
|
Кстати, в Сердцах четырех никакого КИМа никогда не снималось. Эпизод там давно разобран на скриншоты, а игровой автомобиль опознан: ВОТ ЭТО Форд-Префект.
А над объявой в ретро-базаре с сочетанием "КИМ-10-52 1938 г.в." похохотал от души! |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.