Одним из забытых ныне символов Belle Époque в жизни Европы конца XIX и самого начала XX века стал очень изящный и столь же неудобный монокль. Он представлял собой одиночную оптическую линзу в тонкой оправе, которую приходилось удерживать на месте с помощью лицевых мышц (т.е. зажимать между щекой и бровью). Чтобы дорогой аксессуар не разбился и не потерялся, к нему обычно прикрепляли шнурок или цепочку, крепившуюся, в свою очередь, на лацкане или на пуговице пиджака.
Усилие по удержанию монокля слегка искривляло лицо, поэтому франты той эпохи смотрят со своих портретов свысока и слегка брезгливо.
Первые упоминания об использовании монокля относятся к древнеримской эпохе. Римский император Нерон страдал близорукостью, и врачи предписали ему для укрепления глаз больше смотреть на зеленое. Император подошел к врачебному совету с поистине императорским размахом и повелел изготовить «монокль» из крупного изумруда. Камень был умело приспособлен к особенностям глазного дна императора и идеально отшлифован. Известны записи античных авторов, повествующие о том, что через этот изумруд Нерон любовался с высокого холма на великое бедствие той эпохи — пожар Рима. Впрочем, линзы шлифовали не только для императора — сохранились упоминания о древнеримских «моноклях» из горного хрусталя, турмалина, изумруда, сапфира и топаза.
Однако в Европе средневековья и Возрождения отдавали предпочтение очкам. Так во Франции сохранилось захоронение со следующей надписью на надгробной плите: «Здесь покоится Сальвино Армати из Флоренции, изобретатель очков. Бог да простит ему прегрешения. 1317 год».
Общепризнанным изобретателем монокля считается Леонардо да Винчи. Именно он первым предложил использовать специально обработанные стекла для увеличения предметов (т.е. изобрел увеличительное стекло, которое затем легло в основу целого ряда оптических приборов). Считается, что толчком к развитию моноклей стала мода XVII-XVIII вв. на миниатюрные гравюры, которые без лупы или монокля невозможно было рассмотреть. Первоначально монокль и был своеобразной разновидностью лупы — увеличительное стекло крепилось на длинной рукояти, поэтому монокль просто подносили к глазу, как и лорнет.
Англичане и немцы до сих пор оспаривают друг у друга право считаться изобретателями монокля в его привычном виде. Одни утверждают, что распространение он получил в туманном Альбионе в 1800-х годах, другие указывают на ранние образцы середины XVIII века из Германии. Так или иначе, австриец Й.Ф. Фойгтландер в 1814 году привез первые образцы моноклей из Лондона в Вену, и вскоре мода на претенциозный аксессуар распространилась по Европе, а затем была перенесена в Россию.
Пика популярности монокль достиг в 1820-1830-е годы, а затем пережил возрождение — с начала 1890 г. и до Первой мировой войны. По сути дела монокль — это увеличительное стекло без ручки, которое может пригодиться при чтении мелкого шрифта или для разглядывания каких-то деталей, но крайне неудобно для постоянного ношения. Однако очевидное неудобство не помешало ему стать общепризнанным модным аксессуаром. Монокль не сдал своих позиций даже после изобретения более удобного пенсне и еще более удобных очков!
Именно его исключительная непрактичность в сочетании с высокой ценой и обеспечили моноклю положение роскошного аксессуара. Его цена была напрямую связана с особенностями конструкции. Чтобы монокль надежно и удобно держался, не перенапрягая при этом мышцы лица, его оправа (чаще всего сделанная из дорогих материалов — золота, серебра, черепахового панциря) выполнялась строго под конкретного клиента и по индивидуальным меркам. В сущности, это ювелирное изделие, созданное на заказ — отсюда и стоимость. Цепочка обычно изготавливалась из того же металла, что и оправа, и еще больше увеличивала стоимость изделия.
Монокль с самого своего появления был символом если не богатства, то обеспеченности. Носили его, как правило, только мужчины. Ношение монокля женщиной в те времена воспринималось как признак эмансипированности и вызова общественным условностям.
В XIX века мода на претенциозный оптический прибор захватила Великобританию, а затем перекочевала на континент. Однако наиболее востребованным монокль стал в Германии и России.
Монокль держали в жилетном кармане, а в случае необходимости использовали, вставляя в глазную впадину и зажимая бровью и щекой. Обращение с моноклем составляло своего рода искусство. Особым шиком считалось почти акробатическое искусство моментально вставлять монокль и не просто вынимать его, но, резко расслабив мускулы, быстро «выкидывать» из глазной впадины.
В России монокли вышли из моды во время Первой мировой войны — из патриотических соображений. Напыщенный пруссак в остроконечной каске и с моноклем стал в те годы главным героем ядовитых карикатур. В немецкой армии, напротив, привычка к моноклю сохранялась еще несколько десятилетий среди офицеров старой имперской школы. На знаменитом фото 1945 года, фельдмаршал Вильгельм Кейтель подписывает капитуляцию Германии именно в монокле.
Комментарии
|
У практически всего того, что есть в мире есть так называемый срок годности
|
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.