Ретроспектива
03.04.2014
В стихах и прозе

Многие известные фотографы, такие как Александр Гринберг, Яков Халип или Михаил Прехнер приходили за вдохновением к гостинице «Метрополь». Там каждое утро ровными шеренгами выстраивались американские «Линкольны», закупленные для обслуживания интуристов. От той эпохи остались прекрасные снимки роскошных машин с фигуркой гончей в прыжке — так получилось, что именно «Линкольны» стали частью истории Советского Союза 30-х годов. И не только истории, но еще и поэзии, и живописи. 

Многих жителей Европы и Америки тогда сильно волновал вопрос «А что же происходит в большевистской стране?». Самые состоятельные из них могли купить тур и поехать в Советский Союз — с наличием потенциальных клиентов у принимающей стороны проблем не было никаких. Зато они были с инфраструктурой: в гостиницах клопы и крысы, нет горячей воды, билеты на поезд не достать, авиасообщения между городами нет, в самих городах отсутствует прокат машин, а такси — сплошь одна рухлядь. Проблема «на чем возить иностранцев?» вскоре встала очень остро и в нерешенном виде выглядела очень нелицеприятно. Цензура даже изъяла из романа Ильфа и Петрова «Золотой теленок» кусок текста, с описанием того, как для встречи восьмидесяти американских туристов сгоняли со всей Москвы такси, чтобы отвезти их по маршруту Большой театр — Третьяковка — Кремль. Естественно, что все это плохо влияло на имидж Страны Советов, и 12 апреля 1929 года постановлением Совета труда и обороны создали акционерное общество «Интурист» — единственную в СССР организацию, имевшую право организовывать отдых иностранных туристов. 

В 1933 году «Интурист» объединили со Всесоюзным обществом «Отель» и с этого момента у организации появилось несколько гостиниц и собственный автотранспорт. Чтобы на высшем уровне катать туристов требовались автомобили высшего же класса. Поэтому автомобили для развоза иностранцев в массовом порядке решили закупить в Америке — выбор интуристовских начальников пал на «Линкольны». В начале 30-х годов для закупки партии из трехсот машин решением Политбюро ЦК ВКП(б) из казны выделили полтора миллиона рублей в инвалюте. Закупкой и доставкой автомобилей занималось акционерное общество «Амторг», осуществлявшее все торговые операции между США и Советским Союзом. 

Несмотря на монополию «Интуриста», герой поэмы Самуила Маршака едет в СССР с помощью некой «конторы Кука», а вовсе не советской организации. 

Мистер
Твистер,
Бывший министр,
Мистер
Твистер,
Делец и банкир,
Владелец заводов,
Газет, пароходов,
Решил на досуге
Объехать мир. — 

Отлично! —
Воскликнула
Дочь его Сюзи. —
Давай побываем
В Советском Союзе! 

Я буду питаться
Зернистой икрой,
Живую ловить осетрину,
Кататься на тройке
Над Волгой-рекой
И бегать в колхоз
По малину! — 

Мой друг, у тебя удивительный вкус!
Сказал ей отец за обедом. —
Зачем тебе ехать в Советский Союз?
Поедем к датчанам и шведам. 

Поедем в Неаполь, поедем в Багдад! 
Но дочка сказала: — Хочу в Ленинград!
— А то, чего требует дочка,
Должно быть исполнено. Точка. 

В ленинградском порту мистер Твистер пересаживается в автомобиль и начинает разъезжать по гостиницам в поисках подходящего номера. 

Вьется по улице
Легкая пыль.
Мчится по улице
Автомобиль. 

Рядом с шофером
Сидит полулежа
Твистер
На мягких
Подушках из кожи. 

Слушает шелест бегущих колес,
Туго одетых резиной,
Смотрит, как мчится
Серебряный пес —
Марка на пробке машины. 

Для «Интуриста» закупалась самая дорогая модель — Lincoln KB. Она появилась в 1932 году и ее двенадцатицилиндровый мотор рабочим объемом 7,3 литра и мощностью 150 л.с. сразу же поставил фирму в немногочисленный ряд американских автомобилестроителей, использовавших многоцилиндровые двигатели. Цена была по карману только очень состоятельным покупателям. Может быть поэтому известные иностранные писатели, побывавшие в СССР, — Теодор Драйзер, Андре Жид, Бернард Шоу, Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер — все они писали о «стране большевиков» в восторженных тонах. «Никогда я не путешествовал в таких роскошных условиях — вспоминал Андре Жид — Специальный вагон и лучшие автомобили, лучшие номера в лучших отелях, стол самый обильный и самый изысканный». 

Впечатления от Советского Союза и у иностранных туристов теперь оставались сплошь положительные, один даже заметил потом, что ни в одной стране мира он не видел такого большого скопления дорогих машин как в центре Москвы. Еще открытые «Линкольны» можно было увидеть во время торжественных встреч героев страны — папанинцев, челюскинцев, летчиков, совершивших трансконтинетальные перелеты. 

Для хранения и обслуживания трех сотен машин специально для «Интуриста» в Марьиной роще — тогда это была окраина Москвы — в 1934 году построили огромный гараж по типу иностранных с несколькими этажами, пандусами и ремонтной мастерской. Этот паркинг выполненный по проекту архитектора Константина Мельникова (была такая хорошая традиция — размещать гаражи разных привилегированных ведомств в первоклассных памятниках архитектуры) сохранился до наших дней и его можно найти по адресу Сущевский вал, 33. 

Именно «Линкольн» изображен на картине Ивана Владимирова «Интуристы в Ленинграде», где буржуи с кислыми лицами смотрят на бодро марширующих пионеров. Художник не только правдиво изобразил собаку на пробке радиатора, но и овальную эмблему с надписью Lincoln на колесном колпаке. Как-никак, но все же социалистический реализм! 

Еще одно полотно с «Линкольном» — картина Юрия Пименова «Новая Москва», написанная в жанре своеобразного социалистического импрессионизма. Но и на ней угадывается фигурка гончей и типичное для «Линкольнов» расположение приборной доски по центру. Обе картины, и Пименова, и Владимирова, созданы в 1937 году, когда «Линкольны» еще мелькали по московским улицам. В Москве послевоенной их уже не было. 

Поздравляем победителей конкурса! 

В ближайшее время на почту Вам придет уведомление о получении призов от магазина  Авторетроторг.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Павел Лифинцев
Спасибо, прочитал с интересом. Но, по-моему, этому материалу остро не хватает одной вещи - указания авторства. Страна должна знать своих героев!

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация