Ретроспектива
18.05.2014
В круге – первым!
Ровно сто лет назад, 18 мая 1914 года на Волхонском шоссе состоялась гонка по кругу, организованная Санкт-Петербургским автомобиль-клубом. Она стала второй кольцевой гонкой в истории Волхонки и первой, получившей официальное название «Гран-При». Эта же гонка оказалась одним из последних автомобильных соревнований царской России — в том же году началась война, а затем и революция.
Волхонка — место в истории автоспорта особенное. В 1898 году здесь прошла первая в России «гонка моторов» от станции Александровская до Стрельны — всего около сорока километров. Победителем стал Павел Николаевич Беляев на трицикле Clement, преодолевший дистанцию со средней скоростью 27,3 км/ч.
Победитель первой «гонки моторов» П.Н.Беляев на трицикле французской марки Clement. На старт первого в России соревнования механических транспортных средств вышло семь участников – шесть на трициклах Clement и один автомобиль Benz.
Спустя 15 лет скорости значительно возросли. В 1913 году, когда Санкт-Петербургский автомобиль-клуб устраивал на Волхонке верстовую гонку, скоростной рубеж перевалил за две сотни — немец Хёрнер на «Бенце» тогда установил Всероссийский рекорд скорости 202,1 км/ч. В том же году 26 мая на Волхонке прошла и первая кольцевая гонка — ее не решились назвать «Гран-При», хотя по количеству и составу участников, а также уровню организации она соответствовала соревнованиям международного уровня. Победителем кольцевой гонки 1913 года стал Борис Суворин на автомобиле Benz: семь кругов общей протяженностью 213 км он прошел за 2 часа 23 минуты и 56 секунд.
Гонщик Суворин – победитель кольцевой гонки 1913 года. Его называли «юридическим победителем», а «фактическим» – Иванова на «Руссо-Балте», у которого занизили результат из-за пробелем с секундомером.
В 1914 году дистанцию планировали увеличить до 384 км, а количество кругов — до 12. Против этого высказался губернатор, запретивший занимать дороги до пяти часов. Трасса прошла по кольцу: Волхонка, поворот на шоссе Пулково — Гатчина до пересечения с шоссе Царское село — Красное Село, далее по шоссе Красное Село — Лигово до Волхонки. Для прохода Красного Села давалась нейтрализация 10 минут.
Победителям гонки предназначались три приза. Первый, он же Гран-При, вручался за наивысшую скорость на всей дистанции. Второй — за скорость и третий — за наилучшую регулярность хода при наивысшей механической отдаче. Сама «механическая отдача» вычислялась по специальной формуле, учитывавшей вес автомобиля, среднюю скорость, число цилиндров, их диаметр и ход поршня. «Регулярность хода» считалась идеальной при наименьшем отклонении средней скорости на каждом кругу от средней скорости на всей дистанции. Отдельный приз учредил представитель немецкой фирмы Bosch купец Феофил Иванович Андреевский — серебряный кубок победителю, если его автомобиль оснащен бошевским магнето.
Победителям гонки предназначались три приза. Первый, он же Гран-При, вручался за наивысшую скорость на всей дистанции. Второй — за скорость и третий — за наилучшую регулярность хода при наивысшей механической отдаче. Сама «механическая отдача» вычислялась по специальной формуле, учитывавшей вес автомобиля, среднюю скорость, число цилиндров, их диаметр и ход поршня. «Регулярность хода» считалась идеальной при наименьшем отклонении средней скорости на каждом кругу от средней скорости на всей дистанции. Отдельный приз учредил представитель немецкой фирмы Bosch купец Феофил Иванович Андреевский — серебряный кубок победителю, если его автомобиль оснащен бошевским магнето.
Петербургский купец Феофил Андреевский с 1909 года представлял в Российской Империи интересы фирмы Bosch. Отделения магазина Андреевского работали в Санкт-Петербурге, Москве и Одессе.
На старт вышло 12 экипажей, из них два иностранца — немец Вили Шолль на «Бенце» и Бериа д`Aрджентина на итальянской машине «Аквила». Была и одна женщина — Елена Самсонова на американском Hupmobile, который у нас называли то «Упмобиль», то «Гупмобиль». Некоторые гонщики были хорошо знакомы публике по предыдущим соревнованиям: Иванов на «Руссо-Балте», пришедший вторым на кольцевой гонке 1913 года, участник гонок и пробегов Овсянников на британском «Воксхолле», владелец торгового дома «Победа» Соколов на автомобиле «Аргайль» — он участвовал ради рекламы этой новой для России марки из Шотландии.
Вилли Шолль за рулем автомобиля Benz со стартовым номером 1. Как отметил Нагель, Шолль «прекрасно прошел всю дистанцию очень ровным ходом, осторожно проходя на поворотах».
«Его Бенц – огромная чисто-гоночная машина хорошо держала дорогу и замечательно эффектно проходила мимо трибун» – так писал Андрей Нагель в журнале «Автомобиль».
В двенадцать часов участников пригласили на старт. На расстановку ушло еще пятнадцать минут, а в четверть первого стартовал первый автомобиль. Старт давал командор клуба Николай Григорьевич Кузнецов — ударом флага по капоту. Экипажи стартовали с интервалом в две минуты. Первым с рёвом мотора пронеся мимо трибун Вилли Шолль — «маленький флегматичный немец», как охарактеризовал его известнейший в то время журналист и издатель журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель. За Шоллем стартовал Слупский на «Эксцельсиоре», про которого Нагель писал, что он «хороший ездок, отличающийся тем, что ему никогда не везет».
На гонку записалось 15 участников, но стартовало только 12. Среди них – целых три «Гупмобиля», машины совершенно не спортивной и не гоночной, как «Эксцельсиор» или «Воксхолл».
Первый круг первым прошел Шолль, показав время 14 минут и 1 секунду — это средняя скорость около 136 км/ч. Почти через три минуты после Шолля появились Иванов и Овсянников. Соколов на тихоходном «Аргайле» только закончил первый круг, когда его нагнал Шолль, завершающий второй! Нагель писал потом в репортаже: «После первых же двух кругов стало совершенно ясно, что если ничего не случится с машиной г. Шолль, то он будет на финише первым». Слупский, читавшийся главным конкурентом Шолля, увы, потерял много времени из-за проскальзывания конуса сцепления. На втором круге сошел «Руссо-Балт» Иванова, в моторе заело выпускной клапан одного из цилиндров.
Рашевский на «Воксхолле» под №11. По словам Нагеля, «случайный гонщик, рискнувший поехать на старой, разбитой уже машине, и окончивший хорошо состязание».
Гонщики постепенно убывали с трассы. Сломался на третьем круге «Санбим» Садыкера, на четвертом — повредился обод у «Гупмобиля» Самсовновой. На шестом круге дисквалифицировали Рашевского — заглох мотор его «Воксхолла», а когда неисправность починили, то гонщик рванул без механика, нарушив правила гонки. Седьмой круг не засчитали слишком медленному Соколову, пришедшему к финишу после закрытия хронометража.
Гонщик Овсянников на «Воксхолле» занял второе место. Примечательно, что выступал он на британском автомобиле, но с шинами российского производства марки «Проводник».
Победитель гонки Вили Шолль пришел к финишу за 1 час 48 минут 32 секунды, показав среднюю скорость 123,8 км/ч. Скорость на лучшем кругу составила 138,1 км/ч. Он же показал и хорошую регулярность хода. Второе место досталось Овсянникову, отставшему от Шолля на 10 минут, но он стал первым в регулярности хода. Третье занял Бериа д`Aрджентина — 2 часа 1 минута 40 секунд.
Бериа д`Aрджентина занял третье место. Нагель писал о нём: «Итальянец, «настоящий гонщик», участник многих больших гонок заграницей, очень энергичный и умелый ездок.
«Его «Аквила» произвела самое лучшее впечатление, как по своей конструкции, так и по тому ходу, который она показала» – также цитата Нагеля.
По итогам гонки Андрей Платонович Нагель высказался весьма критически: «Весь смысл автомобиля — скорость и демонстрирование этого его главного качества является одной из многочисленных задач лиц, служащих делу распространения автомобилизма. Из правил состязания надо совершенно исключить приз „за регулярность хода при наилучшей отдаче“. Мы не сомневаемся, что гоночная комиссия в будущем году выработает хорошие правила и выполнит их пунктуально».
Кольцевая гонка 1914 года получила официальное название Grand-Prix d`Automobil-Club de Saint-Petersbourg или «Гран-При Санкт-Петербургского автомобиль-клуба». Иногда в автомобильной прессе тех лет её называли и «Гран-При Санкт-Петербурга».
Что изменилось в автоспорте за прошедшие сто лет?
14 июня 2014 года состоится ралли классических автомобилей Bosch Moskau Klassik, приуроченное к вековому юбилею первого российского Гран-При. Bosch Moskau Klassik пройдет уже в третий раз — это самое необычное и самое зрелищное соревнование автомобильной классики в России. В программе Bosch Moskau Klassik не только штурманское ралли, но и заезды пилотов — в этот раз они пройдут на трассе автодрома ФСО в Московской области. И место на пьедестале почета почти целиком зависит от мастерства пилота, его умения проходить повороты, справляться с заносами и чувствовать автомобиль. Главным в этом соревновании является демонстрация скорости — так же, как и сто лет назад.
14 июня 2014 года состоится ралли классических автомобилей Bosch Moskau Klassik, приуроченное к вековому юбилею первого российского Гран-При. Bosch Moskau Klassik пройдет уже в третий раз — это самое необычное и самое зрелищное соревнование автомобильной классики в России. В программе Bosch Moskau Klassik не только штурманское ралли, но и заезды пилотов — в этот раз они пройдут на трассе автодрома ФСО в Московской области. И место на пьедестале почета почти целиком зависит от мастерства пилота, его умения проходить повороты, справляться с заносами и чувствовать автомобиль. Главным в этом соревновании является демонстрация скорости — так же, как и сто лет назад.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.