Ретроспектива
12.06.2014
Русский гонщик
Степан Овсянников

Среди победителей дореволюционных гонок и пробегов в России чаще мелькают фамилии иностранцев — Дюре, Шампуазо, Эмери, Деможо, Донье, Пеге, Эрле, Коловрат, Меллер, Шпарман, Хернер, Шолль. Русских намного меньше — Ветчинин, Мордвинов, Суворин, Коншин, Шорыгин, Солдатенков. Соревновались они с опытнейшими гонщиками, многократными победителями и покорителями европейских трасс — и нередко побеждали. А если и проигрывали, то достойно и не «всухую». Одним из таких спортсменов был Степан Степанович Овсянников. 

Будущий гонщик родился в известной купеческой семье — его отец торговал зерном и мукой, нажив на поставках Военному ведомству астрономический для XIX века капитал в 12 миллионов рублей. Деньги эти, по неписанным законам российского купечества, Степан Тарасович Овсянников щедро тратил на благотворительность: взял под свое покровительство Военную богадельню, много жертвовал на общественные нужны и даже подарил городу сад, который до сих пор зовут Овсянниковским, несмотря на официальное название имени Чернышевского. Закончил купец-миллионер плачевно — в 1873 году суд присяжных признал Степана Степановича виновным в поджоге паровой мельницы купца Кокорева (случился конфликт из-за цены на перемолку зерна) и приговорил его к ссылке в Сибирь. Только в 1881 году бывший купец получил высочайшее дозволение на восстановление прежних прав, но вскоре после возвращения из ссылки умер. 

От двух браков у Степана Тарасовича было двенадцать детей — через их браки он состоял в родстве с известнейшими купеческими фамилиями: Синелобовы, Алябьевы, Морозовы, Рябушинские. Степан Степанович Овсянников был сыном от второго брака с купеческой дочерью Елизаветой Семеновной Золотовой, но семейное дело продолжать не стал. Уже в зрелом возрасте он увлекся автомобилями и гонками — одним из самых модных и опасных занятий в начале ХХ века. 

В справочнике «Весь Петербург» за 1914 год можно найти о нём такую информацию: Овсянников Степан Степанович, потомственный почетный гражданин, проживает по улице Съезжинская в доме 27, занимается продажей и ремонтом автомобилей. Другой источник тех лет — «Справочная книга о лицах петербургского купечества» — указывает и местоположение магазина: Большая Конюшенная улица, дом 17. По этому адресу располагалось представительство британской фирмы Vauxhall. 

Победы в гонках — лучшая реклама, поэтому Овсянников всегда выступал на автомобилях «Воксхол». Первое серьезное соревнование — пробег на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург — Варшава — Киев — Москва, состоявшийся летом 1912 года. Кроме самого пробега в нескольких города устраивались и линейные гонки на скорость. Из девятнадцати экипажей под номером 8 стартовал Степан Овсянников. Вот что писал о нём и его «Воксхоле» Андрей Платонович Нагель: «Однако, г. Овсянников попав в компанию сильных машин, от них не отставал и иногда ехал менее осторожно, чем это было бы нужно. Это обстоятельство и стечение нескольких несчастных положений доставили этой прекрасной машине порядочное количество штрафных очков, главным образом за поломку нескольких листов рессор. Зато в километровых гонках, считая по отдаче, двигатель «Воксхол» почти везде занимал лучшие места, получив специальные призы в Петербурге и Риге, и не получив их в Варшаве и Киеве только потому, что там таких призов не было». В том же году Овсянников участвовал в международном соревновании — ралли Сан-Себастьян, том самом, в котором среди стартовавших из России участников второе место занял Андрей Платонович Нагель на «Руссо-Балте». Сам Овсянников никакого приза не получил. Впрочем, об этом ралли писали как об ангажированном соревновании, устроенном специально для триумфа фирмы Gregoire и все призовые места в нём были распределены заранее. 

14 мая 1913 года Овсянников занимает первое место в IV категории на верстовой гонке Санкт-Петербургского автомобиль-клуба — его результат 111,11 км/ч. Всего в IV категории шесть машин, из них четыре — марки Vauxhall. О таком результате немедленно трубит реклама Vauxhall. Упомянутый г-н О. — сам Овсянников, г-жа Р. — это гонщица Римская-Корсакова, занявшая второе место в той же категории, г-н Н. — это Новиков, а г-н Х. — Хеллявель. Скорость 100 км/ч в 1913 году кажется фантастической! Автомобиль Овсянникова — двухместный родстер типа Prince Henry экспонируется на стенде фирмы на IV Международной автомобильной выставке в Михайловском манеже. 

Спустя две недели после верстовой гонки Степана Степановича Овсянникова можно видеть среди участников первого в Российской империи соревнования по кругу. Увы, первый круг он прошел чуть ли не хуже всех, а со второго и вовсе сошел с трассы. Как писал журнал «Автомобиль» в своем репортаже о гонке, «Овсянников стартовал на гоночном «Воксхоле» , приспособленном больше для верстовых гонок и слишком нежном для такого тяжелого состязания». 

Примечательно, что являясь представителем фирмы Vauxhall и выступая в гонках на автомобилях этой марки, Степан Овсянников отдавал предпочтение шинам российского производства «Проводник». На верстовой гонке 11 мая 1914 года покрышки «Проводник» стояли и на «Бенце» Вилли Шолля — на них он и занял первое место. Для кольцевой гонки 18 числа Шолль от российской резины отказался и предпочел немецкие шины Continental — в итоге первое место. Овсянников на «Воксхоле» занял второе. 

Именно эти покрышки можно увидеть на фотографии в журнале «Автомобиль» в статье о гонке Grand-Prix d`Automobile-Club de Saint-Petersbourg. Механики монтируют покрышку «Проводник» с гладким протектором — такие ставились на передние колеса, задние обувались в шины с рисунком-ёлочкой, — а сам Овсянников облаченный в белый гоночный балахон развалился на куче сена в ожидании старта. 

После старта сразу же вырвался вперед Вилли Шолль — он лидировал все семь кругов, но лучшее время показал только в четырех из них: третий быстрее всех промчался Слупский на «Эксцельсиоре», а шестой и седьмой — Бериа д`Aрджентина на итальянской «Аквила». Овсянников буквально наступал лидеру на пятки — первый круг закончил на 2 минуты 25 секунд позднее Шолля. На втором круге Овсянникова на какие-то 0,8 секунды оттеснил было Бериа д`Aрджентина, но уже на третьем Степан Степанович вновь вырвался на свое второе место и не сдавал его до финиша. Уступил он немцу в итоге всего десять с половиной минут. Семь кругов протяженностью 224 км Овсянников проехал за 1 час 59 минут и 3 секунды — это второе место и можно сказать, что вырванное у Бериа д`Aрджентина. К досаде последнего, разрыв составил менее трех минут и итальянец довольствовался третьим местом. 

Grand-Prix d`Automobile-Club de Saint-Petersbourg стал последним крупнейшим автомобильным состязанием дореволюционной России. Началась Первая мировая война и гонки прекратились. Степан Степанович по-прежнему продолжал торговать автомобилями Vauxhall — к тому времени его магазин переехал на Невский проспект, дом 21. О том, что с ним стало после 1917 года неизвестно — его биография еще ждет своих исследователей. 

А вот юбилею первого российского «Гран-При» посвящено нынешнее олдтаймер-ралли Bosch Moskau Klassik, стартующее 14 июня на площади Революции. Примечательно, что еще сто лет назад фирма Bosch учредила специальный приз гонщику, пришедшему первым в кольцевой гонке 18 мая 1914 года, но с условием, что его автомобиль будет снабжен бошевским магнето. 

Кстати, гоночный Vauxhall Овсянникова был снабжен системой зажигания Bosch и Степан Степанович имел все шансы получить серебряный кубок от официального представителя немецкой фирмы Феофила Андреевского. 

К сожалению, редакция сайта не получила ни одного правильного ответа. 

Официальный партнер субботнего конкурса магазин Авторетроторг.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи