На старой фотографии, так удивительно предвосхитившей популярную рекламу Volvo c Ван Даммом, запечатлены артиллерийские тягачи Raupenschlepper Ost и СТЗ-5 (а точнее STZ-601 ® - так обозначали трофейные машины немцы).
Немецкий гусеничный тягач «Восток» был создан в 1942 году. Мысль о необходимости создания простого по конструкции и надежного артиллерийского тягача с чисто гусеничной ходовой частью — пришла немцам после осенних трудностей 1941 года. Колесные тягачи вермахта не справлялись с осенней распутицей на востоке. Машины буксовали в грязи и застревали в глубоком снегу, а их высокооборотные двигатели плохо заводились на морозе и выходили из строя при движении по грязи.
Зато прекрасно показали себя советские трофейные СТЗ-5. Именно знаменитые «Сталинцы» стали образцом для немецких «Raupenschlepper Ost». Так что на старом военном снимке не просто два гусеничных тягача. Это в какой-то мере — прародитель и потомок.
СТЗ-5 «Сталинец» выпускался с 1937 года. И производство продолжалось до самого прорыва немецкой пехоты на территорию Сталинградского тракторного завода в августе 1942 года.
Всего в Сталинграде было произведено 9944 машин из них 6505 после начала войны — что делало его самым массовым средством механической тяги в артиллерии Красной Армии.
СТЗ-5 имел компоновку, ставшую традиционной для артиллерийских тягачей — впереди двухместная металлическая кабина с двигателем внутри, между сиденьями. При движении по грунтовым дорогам средняя скорость составляла всего 10 км/ч. Но зато мощности у «Сталинца» хватало для буксировки всех артиллерийских орудий, состоявших на вооружении стрелковой дивизии Красной Армии в годы второй мировой войны.
Заводился СТЗ-5 на бензине электростартером или пусковой рукояткой, а после прогрева до 90 градусов переводился на керосин или лигроин, то есть был многотопливным, что немаловажно в армейских условиях. Интересно, что нехватка подходящих машин повышенной проходимости вынудила монтировать на СТЗ-5 реактивные установки залпового огня М-13. Так что знаменитые «Катюши» были такими...
Истинным же ценителям техники будет интересна информация, что совсем скоро один легендарный «Сталинец» можно будет рассмотреть во всех подробностях.
СТЗ-5 сейчас реставрируется в мастерской Евгения Шаманского и в марте будет показан на Олдтаймер-Галерее в экспозиции «Моторы Победы», посвящённой 70-летию Победы.
Поздравляем победителей конкурса!
В ближайшее время на почту Вам придет уведомление о получении призов от магазина Авторетроторг.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.