Как известно Сталин слыл большим любителем кино. В каждой из резиденций вождя был кинозал, а в последние годы кинематограф стал для него не только любимым развлечением, но и в какой-то мере даже работой. Жизнь заставила главу советского государства подходить к этому искуcству как к еще одному виду государственной деятельности.
К середине ХХ века кино стало требовать значительных государственных средств и спрос к нему появился особый. Сталин скрупулезно изучал планы создания новых советских фильмов и уделял этому виду влияния на умы людей большое внимание. Он контролировал производство фильма от момента зарождения идеи кинокартины, его краткого содержания до сценарной работы. Есть свидетельства, что Сталин даже иногда вносил небольшие поправки в сценарии. Затем он смотрел отснятые куски, озвученные или неозвученные, и, наконец, смотрел полностью снятый фильм, иногда по два, по три раза, чтобы принять окончательное решение. Сталинский подход к кино был подходом государственного человека: это государственные деньги, и поэтому контроль должен быть очень строгим.
Впрочем, к своему образу на экране Сталин относился с некоторой иронией. Он признавал важность пропаганды и создания определенного образа вождя в кино. Но сам иногда шутил на эту тему. Сохранились пометки Сталина к сценариям и рецензиям новых фильмов. В местах где Сталин величественно появлялся в белоснежном кителе на экране — рука реального вождя выводила на полях сценария короткое «Ха-ха». Впервые в кино Сталина сыграли только в 1937 году.
А главным персонажем фильма Сталин стал в 1938-м — когда на экраны вышла лента «Великое зарево». Вождя народов сыграл Михаил Геловани. Сталин был доволен. Актер так хорошо вошел в образ, что с тех пор его постоянно приглашали на эту роль. Говорят, Сталин сам давал указания взять Геловани. Актер получил четыре Сталинские премии, перед ним открывались любые двери.
Впрочем, без особой сталинской иронии не обошлось и тут... Когда решался вопрос о выборе актера на роль вождя — режиссер картины очень хвалил Геловани: «Талантливый актер, товарищ Сталин. Старается проникнуть в Ваш образ. Готов прожить Вашу жизнь, чтобы глубже почувствовать Вас». Сталин сказал: «Любопытное желание... Если уж очень хочет, могу помочь. Может, он начнет с Туруханской ссылки? А?»
Но кинопробы Сталину понравились и актер получил роль...
По другой версии, перед началом съемок грандиозного фильма «Падение Берлина» актер Михаил Геловани попросил разрешить ему пожить несколько дней на даче Сталина у озера Рица для лучшего вживания в образ любимого вождя. Когда Сталину передали эту просьбу, Иосиф Виссарионович сказал, ухмыляясь: «Для создания образа, не лучше ли начать с Туруханской ссылки?»
Как бы то ни было — подаренный Сталину на юбилей в 1949 году кинопроектор 16-ЛКП-1, произведенный на оптико-механичесом заводе «Кинап» в Одессе, был удачным подарком. Вряд ли, конечно, сам Сталин когда-нибудь использовал этот передвижной любительский кинопроектор для показа звуковых 16-ти миллиметровых кинофильмов в небольших помещениях. Но как символ — этот подарок был определенно хорош.
На пластине дарственная надпись: «ДОРОГОМУ ИОСИФУ ВИССАРИОНОВИЧУ СТАЛИНУ В ДЕНЬ 70-ЛЕТИЯ ОТ КОЛЛЕКТИВА ОДЕССКОГО ЗАВОДА «КИНАП» ».
Завод «Кинап» основан в 1936 году, специализировался на производстве киноаппаратуры и выпуске высокотехнологического оборудования для производства и обработки фильмокопий.
Увидеть реликвию собственными глазами можно будет на выставке «Подарки вождям» в Сокольниках, где она, в числе полусотни других раритетов, будет выставлена для всеобщего обозрения всего лишь на четыре дня, после чего вновь вернётся в коллекцию Политехнического музея.
Комментарии
|
Прочитал, заинтересовался. Получается, тов. Сталин был самым главным продюсером советского кино.
На киноаппарате самый интересный элемент, как по моему, это кулер с ременным приводом! Интересно, применит ли кто-нибудь нечто такое для компьютерный корпусов? Скажем, один моторчик вращает несколько вентиляторов. |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.