Ещё одной очень странной немецкой военной машиной был гусеничный мотоцикл «Кеттенкрад» (Kettenkrad).
Эта необычная машина была разработана летом 1939 года. По замыслу конструкторов это должен был быть легкий тягач для горнострелковых и десантных частей.
С парашютами их конечно не сбрасывали — но на десантных планерах перевозили..
Многие думают, что управлялся Kettenkrad как обычный мотоцикл — с помощью переднего мотоциклетного колеса. Это не совсем так — руль не только поворачивал колесо, но и воздействовал на гусеничные дифференциалы, «притормаживая» требуемую гусеницу. В первых модификациях при движении по пересеченной местности очень сильно страдало рулевое колесо (в последствии спицованное колесо даже было заменено на цельное литое).
Более того — при постоянном движении в распутице переднее колесо иногда попросту снимали — чтобы не собирало перед собой грязь. А управляли гусеничным мотоциклом рулем без колеса по-танковому — притормаживая гусеницами...
Впрочем, может именно поэтому Kettenkrad в войсках не очень-то любили. Бортовые фрикционы включались в действие только при достаточно большом угле поворота переднего колеса (при повороте руля на угол до 12 градусов работало только переднее колесо). А вот переход на управление фрикционами был довольно неприятный: при повороте руля на большой угол машина резко дергалась в сторону. Что при большом весе и небольшой ширине было чревато очень большим травматизмом и даже смертностью пассажиров гусеничного мотоцикла.
Но все минусы компенсировались феноменальной проходимостью. Уже первая распутица в 1941 году на Восточном фронте сделала такие машины очень популярным и востребованным транспортом Вермахта. Комфорт ездока обеспечивался мягким, широким подрессореным сиденьем и резиновой обивкой интерьера, защищавшей ноги от ударов при езде по бездорожью. Кеттенкрад был предусмотрен для транспортировки двух пассажиров, сидевших сзади на откидных сиденьях. Для винтовок имелись специальные крепежи, позволявшие быстро ими воспользоваться в случае необходимости.
В качестве двигателя гусеничный мотоцикл Kettenkrad HK 101 SdKfz2 использовал автомобильный, рядный 4-цилиндровый бензиновый мотор Opel Olympia мощностью 36 л.с. и объемом 1,3л. Вся электрика была от известного производителя — компании Bosch. КПП четырехступенчатая (три вперед, одна назад), каждая передача с двумя режимами «дорога» и «бездорожье».
В ходовую часть входили переднее управляемое колесо мотоциклетного типа, гусеничный движитель, состоящий из пяти сдвоенных обрезиненных катков и цепной ленты, шириной 170 мм с резиновыми подушками. В передней части корпуса машины находилось место водителя, еще два сиденья были оборудованы в кормовой части корпуса.
Сухая масса мотоцикла составляла 1235 кг. Он мог перевозить груз в 325 кг и буксировать прицепы массой до 450 кг. Топливные баки общей емкостью 42 литра, размещенные по бокам от сиденья водителя, обеспечивали запас хода в 260км по шоссе и 175км по пересеченной местности.
Первые 500 штук нулевой серии были произведены уже в июле 1940-го. А всего было произведено — с 1940-го по 1945-й — 8411 машин, а с 1945-го по 1949-й еще около 500 для гражданских нужд. Итого: около 9000 экземпляров.
Интересно так же, что после войны французская фирма Babiolle переделала некоторое количество трофейных Kettenkrad в обычные трактора (пост управления переносился назад, переднее колесо демонтировалось).
Через несколько дней в Сокольниках откроется военно-технический фестиваль «Моторы Победы». Исторический проект Игоря Шишкина «Военный Ангар» покажет на фестивале не только превосходно отреставрированный Kettenkrad, но и другие образцы «трофейной» техники — редчайшие Horch-830 и Horch-107.
Комментарии
|
Вообще-то неправильно называть этот НСУ гусеничным мотоциклом. Фактически это был самый легкий из всего ряда полугусеничных тягачей вермахта. Все они были сделаны по единой схеме - полугусеничный движитель с шахматным расположением катков и приводом на тормоза фрикционов от рулевого управления. Просто при минимальных габаритах НСУ ставить впереди два колеса не имело смысла. То что при перекладке руля подтормаживались фрикционы, из-за чего машина шла рывками и даже боком, это все характерно для всех полугусеничных немецких тягачей с механическим приводом подтормаживания (на тяжелых машинах тормоза имели гидравлический привод). А мотор на НСУ стоял от Олимпии, но объемом не 1,3, а 1,5 л с верхними клапанами.
|
|
Долго думал, что за пушку тянет сей занятный тягач. Сначала думал гранатомет "пупхен" 88 мм (предшественник ПТУР), но присмотрелся и понял, нет. Не то. Сильно большая пушка. Думаю, что это немецкая 75-мм горная пушка Gebirgsgeschütz 36/1938 с каким то хитрым щитом.
|
|
Евгений Певзнер, Я вот думаю, а зачем вообще там переднее колесо? Нельзя было сделать машину полностью гусеничной?
|
|
Это вопрос к разработчикам техзадания, которые планировали модельный ряд полугусеничных тягачей. С одной стороны, в полевых условиях конечно вилку при повреждениях снимали, это известный факт, придумывали какие-то самодельные рычаги и ездили без вилки. С другой стороны - а вот как, чисто теоретически, на такой маленькой машинке было размещать рычаги? Это же пришлось бы удлиннять и расширять "ванну" в передней части, что есть усложнение и удорожание конструкции. А еще вспомним, что у немцев гусеничных тягачей вообще не было - разве что в полевых условиях приспосабливали потерявшие башню танки, как и у нас в Красной Армии. Но у нас в КА был ряд гусеничных тягачей, от легких "Комсомольцев" до тяжелых "Ворошиловцев", зато полугусеничников было крайне мало. Логика просматривается очень четко, достаточно лишь вспомнить германскую стратегию "Молниеносной войны" - полугусеничные тягачи, в отличие от колесных, при меньшей скорости имеют большее тяговое усилие, и в то же время значительно быстрее чисто гусеничной техники. Мобильность артиллерийских подразделений отлично вписывается в упомянутую стратегию, тем более, что дорог с твердым покрытием в Европе и тогда хватало. А разработчики ТЗ для КА сделали вполне разумную в условиях нашего бездорожья ставку на проходимость и тяговитость в ущерб скорости. К тому же гусеничные тягачи предназначались в КА для перевозки тяжелой артиллерии, которую иначе буксировать было просто нечем, либо же наши грузовики таскали эти артсистемы со скоростью, сопоставимой с движением на гусеничной тяге, но проходимость сцепки была в разы хуже.
|
|
Евгений Певзнер, "что у немцев гусеничных тягачей"
Как это? А RSO, и собственные безбашенные танки) Да в КА были полугуси -- ЗиС-42, например и самоходка на его базе. Хотели даже БА-64 сделать с лыжами и гусеницами, но что-то пошло не так). Был еще опытный бронетранспортер Б-3 1944 г. |
|
А очень просто - RSO появился в 1942 году после того, как немцы изучили трофейные тягачи КА и опробовали их на практике. В 1944 году появился гусеничный Tatra T6 Ss, но их было немного. RSO было больше, выпускался он несколькими фирмами, но использовался не как тягач, а как гусеничный бортовой транспортный вездеход, потому что тяговые характеристики оказались не очень хорошими. В КА были ЗиС-42, было какое-то количество ГАЗ-60, были варианты ГАЗ и ЗиС со съемным облегченным гусеничным приводом, но эти машины также не были массовыми и не сыграли особой роли. А вот гусеничные тягачи КА и полугусеничные тягачи вермахта разрабатывались специально и целенаправленно в сравнении с единичными моделями другой техники. Просто сравним: в КА - условно 2 модели полугусеничных машин, и то в войну выпускалась лишь одна, а в вермахте, начиная от НСУ и кончая "ФАМО" - 7 типоразмеров, и каждый вариант строили по нескольку фирм, то есть всего более 20 вариантов, разработанных целенаправленно до войны. С другой стороны: в вермахте условно - 2 гусеничных тягача разработки военного времени (не считая безбашенных танков, которые и у нас использовались), а в КА - "Пионер", "Комсомолец", Я-12, "Коминтерн", СТЗ-5, "Ворошиловец" и до кучи трактор С-65 "Сталинец", который акже использовался в качестве артиллерийского тягача. Все машины, кроме Я-12, довоенной разработки. Почему я и говорю, что в вермахте была специально разработана программа полугусеничных тягачей, а в Красной Армии - гусеничных. Как они себя показали в условиях реальных боевых действий - уже другой вопрос, но разница в подходах видна невооруженным глазом.
|
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.