Товарищу Сталину на 70-летний юбилей, как правило, дарили макеты новинок науки и техники. Граждане Советского Союза и братских стран делились с вождём гордостью заводов-производителей, самыми передовыми разработками. Но изредка, причём тоже от самого чистого сердца, любимому вождю кто-то преподносил модели давно привычных, а порой уже выходящих из употребления устройств. Яркий пример технической «уходящей натуры» — подарок львовского пожарного добровольного общества. Двадцать девять тысяч энтузиастов пожарного дела Львовской области, как один человек, в общем порыве отправили Иосифу Виссарионовичу макет ручного двухпоршневого пожарного насоса, выполненный в неопределимом, «условном» масштабе, зато установленном в стеклянном боксе на мраморной подставке с дарственной надписью.
Ручной насос — это простое и надёжное, старое, как мир, устройство для тушения огня. Двое крепких мужчин, бойцов пожарной охраны, качают вверх-вниз каждый со своей стороны длинное коромысло, поршни гуляют по сверкающим медью цилиндрам, вода из водоёма или бочки льётся по рукаву на пламя. Такие помпы серийно впускались за многие десятилетия до того, как в Гори появился на свет маленький Сосо Джугашвили. Пожарные XIX века не могли и мечтать о машинах и механических центробежных насосах. Конный ход, деревянная бочка для запаса воды, багры-топоры и такой вот насос, которым нужно качать воду из источника на пламя — вот повседневный арсенал пожарной команды позапрошлого века.
С помощью ручной качалки, системы поршней и клапанов насос подавал мощную струю из бочки на пламя, удачей считалось, если поблизости от очага возгорания находился водоём или река с неисчерпаемым запасом воды. Иначе все окружающие хватали вёдра и бегали за водой, чтобы пополнять стремительно пустеющую бочку. Насос перевозили на одном из экипажей пожарного хода, но, взяв за рукоятки вдвоём, при необходимости снимали и переносили в любое удобное место. Не в городской части, а, например, в пожарной команде фабрики насос мог стоять на подводе, не запрягавшейся лошадью. Бойцы расчёта и их добровольные помощники вместе быстро докатывали эту телегу на небольшое расстояние вручную. Иногда помпу вообще не ставили на экипаж, а несли к месту пожара на носилках.
Получившие массовое распространение в первой половине XIX столетия ручные насосы понемногу совершенствовались. К примеру, небольшую революцию произвела замена кожаных клапанов на медные. Это изобрёл знаменитый московский изготовитель насосов Густав Лист. Его завод стал самым знаменитым производителем пожарных помп. Хозяин фабрики, немецкий инженер и предприниматель решил строить свое предприятие не в Берлине, Мюнхене или Дрездене, а в Москве. По иронии судьбы его первая мастерская на Петровке сгорела в 1863-м — сапожник остался без сапог. Зато новую фабрику, ставшую знаменитой, Лист построил к 1870 году прямо напротив Кремля на Софийской набережной. Насосы Густава Листа завоёвывали призы на международных выставках, за особые заслуги предприятия на них было разрешено ставить эмблему в виде государственного герба Российской империи — двуглавого орла.
Завод Листа после Октябрьской революции успешно проработал все советские десятилетия, выпуская различную машиностроительную продукцию. Товарищ Сталин прямо из Кремля мог наблюдать за Москвой-рекой ворота предприятия, украшенные двумя отличными скульптурами Литейщика и Кузнеца. Только в постсоветском начале 2000-х завод был «приватизирован» и развален, а уникальные скульптуры исчезли бесследно.
В 30-40-е годы ручные помпы продолжали служить пожарным, только возили их всё чаще на автомобилях. Например, насос выпуска 1932 года весил 115 кг и позволял перекачивать до 220 литров в минуту. Пожарные насосы применялись и в других областях, например для наполнения железнодорожных цистерн. Пожарные автомобили получили механический центробежный насос, приводившийся от коробки отбора мощности. Это эффективное устройство ощутимо потеснило насосы, приводимые мускульной силой. Потом появились прицепные и переносные пожарные помпы с небольшими двигателями, а «контрольным выстрелом» в ручной насос стало массовое производство огнетушителей, до начала которого в 1949 году оставалось совсем немного времени.
Сегодня двухпоршневой ручной пожарный насос — яркий, эффектный предмет технического антиквариата. Насосов первой половины ХХ века сохранилось немало, но встречаются и живые изделия века девятнадцатого. А подаренная львовскими огнеборцами Иосифу Виссарионовичу Сталину модель помпы служит отличным памятником устройству, честно помогавшему не одному поколению пожарных спасать людей, здания и вещи от разгула огненной стихии.
К сожалению, мраморная подставка с надписью: «ВЕЛИКОМУ ВОЖДЮ И УЧИТЕЛЮ НАРОДОВ И.В.СТАЛИНУ В ДЕНЬ 70-ЛЕТИЯ ОТ 29 ТЫСЯЧ ЧЛЕНОВ ПОЖАРНОГО ЛЬВОВСКОГО ДОБРОВОЛЬНОГО ОБЩЕСТВА 21 ДЕКАБРЯ 1949 Г.» не сохранилась. Зато сам макет сохранился настолько хорошо, что стал в числе полусотни других технических диковин экспонатом выставки «Подарки вождям», которая пройдёт с 6 по 9 марта в КВЦ «Сокольники».
Комментарии
|
Кстати, Густав Лист до революции был торговым представителем фирмы Benz. Первоначально по тому же адресу на Софийской, а позже в 1912 году открылся и магазин на Мясницкой, 24.
Также Густав Лист был и представителем фирмы Peugeot. |
|
"Уникальные скульптуры исчезли бесследно". Они не исчезли, они в фондах Третьяковской галереи.
Один из передвижных листовских насосов экспонировался в автомобильном отделе Политехнического музея - он стоял за "спиной" у "Форда", да так, что обычные посетители его ни увидеть, ни рассмотреть не могли. |
|
Ivan Barantsev, Раскопки исторических документов могут привести к неожиданным результатам!
|
|
Интересно, а Сталин хоть разок дернул за рукоятку?
|
|
В начале 1908 года на заводе «Густав Лист» был изготовлен первый для московской пожарной команды Мясницкой части пожарный автомобиль (линейка без насоса) на шасси производства фирмы Süddeutsche Automobil-Fabrik GmbH (SAG) из немецкого города Гаггенау (в России известны под маркой «Гаггенау»), чьим представителем была фирма «Густав Лист». Автомобиль не удовлетворил московских пожарных, больше заказов на пожарные автомобили на фирму не поступало, хотя их рекламы публиковались ещэ долго. Описание и фотографию автомобиля можно найти в журнале «Автомобилист» №4 (Март 1908 г.), в статье «Первый пожарный автомобиль в Москве».
Подробнее о нём и других московских пожарных машинах 1908-1914 в следующем номере журнала «Грузовик Пресс». |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.