Ретроспектива
13.11.2015
Лёгкие и быстрые
Горьковский автомобильный завод кроме своей основной продукции известен ещё и лёгкими танками. Началось всё с плавающего Т-40, который путем ампутации винта превратился в просто лёгкий танк с пулеметом ДШК (Т-30), а затем эволюционировал в Т-60 с 20-мм автоматической пушкой. Развитием этих машин стали Т-70 и Т-80 с 45 мм орудием. Задумывались они больше как разведчики, но применялись как заменители «настоящих» танков Т-34, которых не хватало вплоть до 1943 года. Даже в битве на Курской Дуге таких «малышей» было более четверти от всех танков Красной Армии.
Танкисты их не любили за слабое бронирование, посредственное вооружение и скромную скорость — 42 км/ч. Последнее объяснялось небольшой мощностью двигателей: 70 л.с. на Т-60 и спарка из двух моторов по 70 л.с. на Т-70/80. Были планы заменить неудобную спарку на двухтактный дизель GMC-6-71 с компрессорной продувкой мощностью около 200 л.с. Но не сложилось. С 1943 года легкие танки были сняты с производства в пользу унифицированной с ними самоходки СУ-76 (1942 г.). Её солдаты оценивали неоднозначно. Наводчику и командиру машина нравилась, водителю, зажатому между моторами и бензобаком — не очень.
После войны ГАЗ продолжил разработку бронетехники, но при этом, как и многие другие автопроизводители, к началу мирных 50-х вспомнил и о спорте. Собственно говоря, автоспорт возродился практически сразу после войны, но держался он на энтузиастах-любителях. Первая заводская машина — «Победа-Спорт» созданная бывшим авиаконструктором А.А. Смолиным, дебютировала в 1950 году. А в 1951 году она получила форсированный с 52 до 105 л.с. мотор с компрессором «Рутс» от советской копии дизеля GMC серии 71. В 1951 году появился удивительный «ГАЗ-Торпедо» с тем же двигателем и удивительным дизайном, а-ля самолёт без крыльев. На нем было установлено два всесоюзных рекорда скорости (максималка — около 190 км/ч).
Текст: С.Ионес
Танкисты их не любили за слабое бронирование, посредственное вооружение и скромную скорость — 42 км/ч. Последнее объяснялось небольшой мощностью двигателей: 70 л.с. на Т-60 и спарка из двух моторов по 70 л.с. на Т-70/80. Были планы заменить неудобную спарку на двухтактный дизель GMC-6-71 с компрессорной продувкой мощностью около 200 л.с. Но не сложилось. С 1943 года легкие танки были сняты с производства в пользу унифицированной с ними самоходки СУ-76 (1942 г.). Её солдаты оценивали неоднозначно. Наводчику и командиру машина нравилась, водителю, зажатому между моторами и бензобаком — не очень.
После войны ГАЗ продолжил разработку бронетехники, но при этом, как и многие другие автопроизводители, к началу мирных 50-х вспомнил и о спорте. Собственно говоря, автоспорт возродился практически сразу после войны, но держался он на энтузиастах-любителях. Первая заводская машина — «Победа-Спорт» созданная бывшим авиаконструктором А.А. Смолиным, дебютировала в 1950 году. А в 1951 году она получила форсированный с 52 до 105 л.с. мотор с компрессором «Рутс» от советской копии дизеля GMC серии 71. В 1951 году появился удивительный «ГАЗ-Торпедо» с тем же двигателем и удивительным дизайном, а-ля самолёт без крыльев. На нем было установлено два всесоюзных рекорда скорости (максималка — около 190 км/ч).
Текст: С.Ионес
Танк Т-60
Опытный Т-60, вооруженный двумя пулеметами ДШК
Т-70
Су-76
«Победа-Спорт»
«ГАЗ-Торпедо»
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
Это же надо было так связать две темы. Рука мастера. Эволюционировал в Т-60 он тоже интересно. Тогда в кремле висел особый почтовый ящик куда народ носил "малявы" Иосифу Сталину. И кто-то их читал потому что Н.Астров написав предложение о конверсии Т-40 в Т-60 за пару недель, тут же был приглашен и благословлен на это.
А после войны этим волшебным ящичком воспользовался Ю.Долматовский после чего получил в распоряжение отдел по перспективным авто в НАМИ. Полагаю Долматовского как "любимца" Сталина должна была ненавидеть его жертва - Фиттерман ещё больший любимец Сталина, но оступившийся и вставший на путь исправления в лагерях, но не до конца ибо случился ХХ съезд и разоблачение культа личности после чего Фиттерман сменил Долматовского в роли начальника.. Сик транзит дорогая Глория мунди |
|
Интересная логика автора, как так получается увязать 2 абсолютно разные темы в одной статье, коснувшись обоих весьма поверхностно? Недавно про Бристоль была аналогичная статья... А главное - какой в них смысл? Не лучше ли написать 2 отдельных, каждую по своей тематике? А то эта свалка текстов и фото вызывает только недоумение...
|
|
Serge Stoyanov,
Тов. Стоянов, я вижу вы отлично разбираетесь в интригах времен сталинизма (явно при этом присутствовали) и вообще человек очень знающий и компетентный. Может вы все таки ответите на вопрос про Бристоль? Напоминаю. "ДВС Бристоль по схеме штатовского изобретателя Чарльза Найта с которыми выпускались и автомобили (для элиты) с начала века до начала второй мировой" Интересно было бы узнать про автомобили с ДВС Бристоль. Возможно автор что-то упустил?) Я уже заждался, пока вы снизойдете, хе хе... |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.