Ретроспектива
07.12.2015
Чемпионы предпочитают
Napier Lion
Napier Lion
Английская автомобильная фирма Napier в годы Первой Мировой войны, кроме выпуска грузовиков для армии, занялась еще и постройкой самолетов и авиамоторов к ним. По тогдашним меркам масштабы производства были солидные — 600 штук, из них 150 истребителей Sopwith Snipes (1918 г.), которые сменили легендарный Sopwith Camel, который успел повоевать как во Франции, так и на фронтах гражданской войны в России. Один даже был захвачен бойцами РККА.
Вот только специалистам Napier не нравилось выпускать чужие конструкции, в 1918 году они поставили на конвейер довольно необычный мотор Lion собственной разработки. Он отличался W-образным расположением цилиндров (3 блока по четыре). При этом на каждый цилиндр было четыре клапана, которые приводились двумя верхними распредвалами. Рабочий объем 24 литра, мощность — 450 л.с. На тот момент это были великолепные показатели. Мотор быстро стал бешено популярным. На нем успели довоевать Первую Мировую — в небольших количествах двигатель ставился на легкий бомбардировщик de Havilland DH.9. А затем выпускалось около 160 модификация, которые устанавливались на многие самолеты 20-х годов, включая даже японские. Дело пошло настолько хорошо, что Napier забросил производство автомобилей. Однако, по странной прихоти судьбы его «Львов» особенно полюбили именно автогонщики.
Все началось с «Синей Птицы» (Bluebird) отставного капитана ВВС Малькольма Кэмпбела. Его гоночный автомобиль, оснащался Lion-VII (500 л.с.) В 1927 году он установил рекорд в 281,45 км/ч. В следующем году в его распоряжении оказался компрессорный вариант VIIA, мощность уже 900 л.с. Для улучшения обтекаемости огромный радиатор новой «Синей Птицы-3» поставили продольно, за кабиной водителя (или уже пилота?). Рекорд, установленный 19 февраля 1928 года — 333 км/ч. Это достижение чуть было не стоило бывшему летчику жизни. Разогнавшись свыше 300 км/ч, он налетает на чуть ли ни на единственный в округе бугорок. Удар был настолько силен, что Кэмпбелла выбросило из кабины. Но к счастью, в последний момент он успевает уцепиться за радиатор. Выводы были сделаны правильные: а) на новой «Птице» Кэмбелл по-авиационному пристегивался ремнями, б) вместо радиатора были установлены теплообменники, «вмороженные» в небольшой бак со льдом. Последнее быстро переняли и другие гонщики.
Однако рекорд продержался не долго. 11 марта 1929 года майор Генри Сигрейв, тоже бывший пилот и ветеран Первой Мировой, на своей «Золотой Стреле» с Lion VIIA мощностью 925 л.с. разогнался до 372,46 км/ч. К сожалению, в следующем году он погиб при попытке поставить рекорд на воде...
Кэмпбелл не сдавался и в феврале 1932 года он преодолевает 400-километровый рубеж скорости (408,7 км/ч). На этот раз под капотом улучшенной третьей модели Bluebird стоит уникальная версия «Льва» VIID, мощностью в 1450 л.с.. Таких моторов было построено всего восемь штук специально для рекордных автомобилей и самолетов. На этом достижении Кэмпбелл не остановился. Однако в дальнейшем он отдавал предпочтение уже двигателям Rolls-Royse. А что же Napier Lion? Увы, к середине 30-х он уже считался устаревшим, и, главное, недостаточно надежным для самолетов. Правда, его удалось пристроить на флот, где «Львы» служили и во время Второй Мировой войны на спасательных катерах тип 2, 63 ft HSL (1940-42 гг.).
Но это был далеко не конец карьеры Napier Lion. В 1937 году еще один выдающий английский гонщик Джон Кобб решает побить рекорд Кэмпбелла. Конструкция нового сверхскоростного автомобиля, которую разработал инженер Рэйд Рэйлтон была крайне необычной. Все узлы и агрегаты были собраны на несимметричной раме, напоминавшей по форме некий прихотливый росчерк пера. Для обслуживания узлов и агрегатов снимался сразу весь идеально обтекаемый кузов, ибо малейшие щели от лючков и капотом серьезно увеличивали сопротивление воздуха. Подвеска — независимая спереди и зависимая сзади, рычажно-пружинная. Тормоза — с водяным охлаждением. Впрочем, для первоначального замедления использовался воздушный тормоз. И, наконец, самое главное, машина получила сразу два «Лайона» серии VIID суммарной мощностью 2900 л.с., причем каждый из них приводил собственную ось!
В августе 1939 года Кобб ставит абсолютный рекорд — 595 км/ч! Это было явно не все на что был способен его болид, но началась война и всем стало не до спорта. Кобб служит в авиации, но не в истребительной, а в транспортной. Его берегли, ожидая, что после окончания боевых действий он продолжит радовать новыми достижениями. И так и получилось.
В 1947 году Кобб на немного улучшенном Railton Mobil-Special ставит новый рекорд — 634 км/ч! И как оказалось, он почти достиг предела для поршневых двигателей. Отметку в 700 км/ч преодолеют уже совсем другие автомобили, которые и автомобилями можно было назвать только с некоторой натяжкой.
Вот только специалистам Napier не нравилось выпускать чужие конструкции, в 1918 году они поставили на конвейер довольно необычный мотор Lion собственной разработки. Он отличался W-образным расположением цилиндров (3 блока по четыре). При этом на каждый цилиндр было четыре клапана, которые приводились двумя верхними распредвалами. Рабочий объем 24 литра, мощность — 450 л.с. На тот момент это были великолепные показатели. Мотор быстро стал бешено популярным. На нем успели довоевать Первую Мировую — в небольших количествах двигатель ставился на легкий бомбардировщик de Havilland DH.9. А затем выпускалось около 160 модификация, которые устанавливались на многие самолеты 20-х годов, включая даже японские. Дело пошло настолько хорошо, что Napier забросил производство автомобилей. Однако, по странной прихоти судьбы его «Львов» особенно полюбили именно автогонщики.
Все началось с «Синей Птицы» (Bluebird) отставного капитана ВВС Малькольма Кэмпбела. Его гоночный автомобиль, оснащался Lion-VII (500 л.с.) В 1927 году он установил рекорд в 281,45 км/ч. В следующем году в его распоряжении оказался компрессорный вариант VIIA, мощность уже 900 л.с. Для улучшения обтекаемости огромный радиатор новой «Синей Птицы-3» поставили продольно, за кабиной водителя (или уже пилота?). Рекорд, установленный 19 февраля 1928 года — 333 км/ч. Это достижение чуть было не стоило бывшему летчику жизни. Разогнавшись свыше 300 км/ч, он налетает на чуть ли ни на единственный в округе бугорок. Удар был настолько силен, что Кэмпбелла выбросило из кабины. Но к счастью, в последний момент он успевает уцепиться за радиатор. Выводы были сделаны правильные: а) на новой «Птице» Кэмбелл по-авиационному пристегивался ремнями, б) вместо радиатора были установлены теплообменники, «вмороженные» в небольшой бак со льдом. Последнее быстро переняли и другие гонщики.
Однако рекорд продержался не долго. 11 марта 1929 года майор Генри Сигрейв, тоже бывший пилот и ветеран Первой Мировой, на своей «Золотой Стреле» с Lion VIIA мощностью 925 л.с. разогнался до 372,46 км/ч. К сожалению, в следующем году он погиб при попытке поставить рекорд на воде...
Кэмпбелл не сдавался и в феврале 1932 года он преодолевает 400-километровый рубеж скорости (408,7 км/ч). На этот раз под капотом улучшенной третьей модели Bluebird стоит уникальная версия «Льва» VIID, мощностью в 1450 л.с.. Таких моторов было построено всего восемь штук специально для рекордных автомобилей и самолетов. На этом достижении Кэмпбелл не остановился. Однако в дальнейшем он отдавал предпочтение уже двигателям Rolls-Royse. А что же Napier Lion? Увы, к середине 30-х он уже считался устаревшим, и, главное, недостаточно надежным для самолетов. Правда, его удалось пристроить на флот, где «Львы» служили и во время Второй Мировой войны на спасательных катерах тип 2, 63 ft HSL (1940-42 гг.).
Но это был далеко не конец карьеры Napier Lion. В 1937 году еще один выдающий английский гонщик Джон Кобб решает побить рекорд Кэмпбелла. Конструкция нового сверхскоростного автомобиля, которую разработал инженер Рэйд Рэйлтон была крайне необычной. Все узлы и агрегаты были собраны на несимметричной раме, напоминавшей по форме некий прихотливый росчерк пера. Для обслуживания узлов и агрегатов снимался сразу весь идеально обтекаемый кузов, ибо малейшие щели от лючков и капотом серьезно увеличивали сопротивление воздуха. Подвеска — независимая спереди и зависимая сзади, рычажно-пружинная. Тормоза — с водяным охлаждением. Впрочем, для первоначального замедления использовался воздушный тормоз. И, наконец, самое главное, машина получила сразу два «Лайона» серии VIID суммарной мощностью 2900 л.с., причем каждый из них приводил собственную ось!
В августе 1939 года Кобб ставит абсолютный рекорд — 595 км/ч! Это было явно не все на что был способен его болид, но началась война и всем стало не до спорта. Кобб служит в авиации, но не в истребительной, а в транспортной. Его берегли, ожидая, что после окончания боевых действий он продолжит радовать новыми достижениями. И так и получилось.
В 1947 году Кобб на немного улучшенном Railton Mobil-Special ставит новый рекорд — 634 км/ч! И как оказалось, он почти достиг предела для поршневых двигателей. Отметку в 700 км/ч преодолеют уже совсем другие автомобили, которые и автомобилями можно было назвать только с некоторой натяжкой.
Авиамотор Napier Lion W12 в музее
Bluebird 1928 года с радиатором сбоку. Этот радиатор спас жизнь гонщику – Малькольму Кэмпбеллу.
Golden Arrow («Золотая Стрела» ) Генри Сигрейва. Рекорд – 372 км/ч.
Napier Lion VIIА под капотом Bluebird - III
Синяя Птица» третьей модели (1932 год). Мощность 1500 л.с. Скорость 408, 714 км/ч.
Railton Mobil-Special устанавливает рекорд скорости 23 августа 1939 года – 595 км/ч.
Подготовка к рекордному августу 1939 года. Кузов Railton Mobil-Special снят для обслуживания
Устройство Railton Mobil-Special
Сзади необычная компоновка и устройство Railton Mobil-Special видно особенно хорошо. Моторы стоят косо, задняя колея намного уже передней.
Подготовка к рекорду скорости 1947 года (634 км/ч). За рулем Railton Mobil-Special позирует сам Джон Кобб. Хорошо виден огромный бак со льдом, перед задним правым колесом.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
Перед задним правым колесом -- бензобак.
Бак со льдом -- за передним левым колесом. Виден огромный патрубок. |
|
О моторе Нэпир Лайон знаю с 1968 года из книги Шаврова об истории
конструкций отечественных самолётов. Его закупали в небольших количествах и ставился он только на опытные конструкции. Я полагал, что он рядный, от силы V-образный. Поскольку он обладал самым малым лобовым сопротивлением по сравнению с современными конкурентами - моторами Либерти V-образным и особенно Лорен-Дитрих такой же, как у Лайона трехрядной конструкции. На фото опытных самолетов это бросается в глаза - насколько более узкий капот, скажем, разведчика Р-3, более обтекаемый, чем с вышеназванными моторами. |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.