Ретроспектива
16.02.2017
Поставщик
Императорского Двора
Императорского Двора
Собственный Его Императорского Величества гараж был официально учрежден в 1907 году, но к тому моменту среди царских автомобилей уже насчитывалось целых четыре «Мерседеса», приобретённых годом ранее. Это были два лимузина – синего и красного цвета, темно-зелёное ландоле и автомобиль с полуоткрытым синим кузовом. Первоначально они числились императорскими автомобилями, но с появлением в гараже Его Величества новых машин, постепенно перешли в разряд свитских.
В списках автомобилей Императорского гаража значился и лимузин российской марки «Лесснер» 1908 года выпуска – лицензионная копия «Мерседеса», изготовленная в Санкт-Петербурге на машиностроительном заводе Лесснера. Кузов для него изготовила придворная экипажная фабрика «Ив. Брейтигам». Этот «Лесснер» числился свитским автомобилем, Николай II никогда не использовал его для своих поездок.
В 1911 году царский гараж вновь обратился к «Мерседесу», купив для царя фаэтон модели 16/40PS с двигателем системы Найта. В начале XX века американец Чарльз Найт создал четырехтактный двигатель с альтернативной системой газораспределения – вместо клапанов с валами и штангами он применил систему подвижных гильз с боковыми отверстиями, которые приводились дополнительными шатунами от коленвала: при перемещении вверх-вниз гильзы открывали или закрывали впускные и выпускные отверстия, впуская топливную смесь и выпуская газы. В отечественной технической литературе тех лет гильзы Найта называли золотниками или подвижными муфтами. Моторы с такой необычной системой газораспределения отличались значительно меньшей шумностью по сравнению с классическими клапанами, но были сложнее и дороже в производстве.
В 1912 году компания Daimler Motoren Gesellschaft удостоилась самого почётного в Российской Империи звания – поставщик Двора Его Императорского Величества. Звание поставщика присваивалось канцелярией министерства императорского двора – для его получения требовалось соблюдение ряда условий: добросовестные поставки двору «по сравнительно малым ценам» товаров или работ собственного производства в течение 8 – 10 лет, участие в промышленных выставках и отсутствие рекламаций от потребителей. Автомобили «Мерседес» полностью отвечали подобным требованиям.
Кроме императорских в Собственном Его Величества гараже насчитывалось ещё несколько «Мерседесов»: свитские ландоле, две походные кухни и автомобиль дворцового коменданта. Сам Николай II пользовался «Мерседесами» вплоть до 1914 года. С началом Первой Мировой войны появляться на публике в немецком автомобиле для него стало неприемлемо.
Увидеть коллекцию «Мерседесов» дореволюционного периода можно будет на выставке «Первые моторы России», посвященной 110-летию Собственного Его Императорского Величества гаража. Выставка пройдет в рамках 26-й «Олдтаймер-Галереи» в КВЦ «Сокольники» с 8 по 12 марта 2017 года.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.