Ретроспектива
28.02.2017
Времен Первой мировой
Среди экспонатов выставки «Первые моторы России», которая пройдет с 8 по 12 марта в КВЦ «Сокольники», будет поистине уникальный автомобиль, принимавший участие в Первой мировой войне – санитарный «Уайт» 1916 года выпуска. Естественно, с российской историей.
История White Motor Company начиналась с паровых автомобилей – первую партию собрали в 1900 году. Через семь лет паровой «Уайт» появился в гараже Белого дома, им пользовался 26-й американский президент Теодор Рузвельт. В 1911 году выпуск паровых автомобилей прекратился, и компания занялась производством моделей с двигателями внутреннего сгорания.
В России легковые и грузовые автомобили «Уайт» получили известность в 1912 году, когда участвовали в пробегах Военного ведомства. Представителем компании был Маркус Фриде, торговавший также автомобилями марки «Форд». Но поставки «Уайтов» для Русской Императорской армии начались только во время Первой мировой войны, а к началу революции они стали самыми распространенными грузовиками.
По состоянию на 1 июля 1917 года в армии числилось 8378 грузовых автомобилей, из них 2591 – марки «Уайт». Американские грузовики служили во всех родах войск – на шасси «Уайтов» устанавливались цистерны, походные мастерские, радиостанции, зенитные орудия, лебедки для аэростатов.
На выставке будет представлен санитарный автомобиль 1916 года выпуска на полуторатонном шасси «Уайт» с кузовом конструкции доктора Климовича. В кузове на центральной продольной перегородке устанавливались по три откидных сиденья с каждой стороны для перевозки легкораненых, а для лежачих раненых предусматривалось четверо носилок, подвешенных на стойках. Даже при боковом наклоне автомобиля носилки оставались в горизонтальном положении, а установленные наискосок пружины смягчали не только вертикальные, но и боковые толчки.
Автомобили оборудовались брезентовыми пологами для защиты от дождя и снега. Подобные санитарные кузова изготавливала во время Первой мировой войны придворная экипажная фабрика «Ив. Брейтигам» в Санкт-Петербурге.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
На предпоследнем снимке английский автомобиль Wolsley из состава 1-й запасной автороты.
|
|
Слава, - Wolseley. Произносится как "Вузли"
|
|
Первый автомобиль в Белом доме появился не у 26-го, а у 27-го президента США, не Тедди Рузвельта, а Тафта. Рузвельт пользовался паровиком White эпизодически, и то была машина вне ведения Secret Service.
|
|
|
Денис! Кузов на "Уайте" американский. Мы с коллегами пересмотрели сотни снимков "Уайтов" в РИА, нашли только один санитарный (может два, но второй 100% уверенности нет, капот закрыли санитары). Я тебе фото на эл. почту сбросил. Точно такие же были у американцев и французов.
На "Уайты" чего только не ставили (на днях купил себе фотографию автолебёдки "АдСудЗа", жду), но для санитарных машин это шасси было слишком роскошно и дорого. И ещё. Кузова конструкции д-ра Климовича на фабрике "Ив. Брейтигам" пока не замечены. Там делали более простые - конструкции ИРАО - исключительно для общественных санитарных колонн и отрядов. В них носилки не подвешивались, а ставились на матрацы из прессованной морской травы обитые дерматином. В прессе была даже полемика.ИРАО утверждало, что их кузов дешевле и удобнее, и погрузка раненых намного быстрее. Такие кузова мы видим на многочисленных фотографиях во дворе фабрики "Ив. Брейтигам" во время формирования общ. сан. колонн. Например, при формировании колонны ИРАО для поезда им. Наследника Цесаревича. А кузова Климовича делались в основном в мастерских Военной автошколы, позднее на кузовных фабриках "Евсеев" , "Отто" и др. Подобная же конструкция и на предпоследнем снимке машины "Волслей" из состава 1-й запасной автороты (её часто путаю с 13-й, по шифровках на погонах). Или, как ты подметил - "Вузли", пускай будет так. Кузов, скорей всего английского производства. Но не исключено, что ВАШ. |
|
Слава, спасибо за разъяснения. Признаться, меня терзали смутные сомнения по поводу кузова. Жаль. Хотелось ещё одного маленького открытия. По поводу "Вузли" - "Волслей". Это странности языка. Самый известный пример - Вустерский соус, который пишется как Worcester sauce. Или, ещё. "Расписание" по-английски будет schedule. Англичане произносят "шэдьюл", а американцы и весь мир вслед за ними: "скэджэл".
|
|
Вообще-то еще один распространенный вариант названия - "Уолсли".
|
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.