Ретроспектива
10.11.2017
Сегодня – 100 лет
советской милиции!
советской милиции!
С 3 по 26 ноября в ТРЦ «Метрополис» проходит ретроспективная выставка автомобилей ГАИ – уникальная возможность увидеть редчайшие и своеобразные машины, служившие когда-то в Госавтоинспекции. Знакомые всем автомобили предстанут в милицейском мундире – такими их видели далеко не все, хоть многие из них и знакомы нынешнему поколению.
Ностальгия по Советскому Союзу редко обходится без воспоминаний о советской милиции. О той самой, чья «служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна», о знакомом с детства Дяде Стёпе-милиционере, о беззаботных играх во дворе без присмотра родителей и о том, тогда ночью можно было спать спокойно, а если что, то милиция всегда придет на помощь. И еще – о порядке на дорогах, который обеспечивала Госавтоинспекция МВД СССР.
Ностальгия по Советскому Союзу редко обходится без воспоминаний о советской милиции. О той самой, чья «служба и опасна, и трудна, и на первый взгляд как будто не видна», о знакомом с детства Дяде Стёпе-милиционере, о беззаботных играх во дворе без присмотра родителей и о том, тогда ночью можно было спать спокойно, а если что, то милиция всегда придет на помощь. И еще – о порядке на дорогах, который обеспечивала Госавтоинспекция МВД СССР.
Днём рождения ГАИ считается 3 июля 1936 года, когда была создана Госавтоинспекция НКВД – в этот день Совет Народных Комиссаров постановлением № 1182 утвердил «Положение о Государственной автомобильной инспекции Главного управления рабоче-крестьянской милиции НКВД СССР». В том же году на службу в новую структуру стали поступать автомобили ГАЗ-М1. «Эмки» были преимущественно черного цвета с громкоговорителем на крыше.
После войны на дорогах появились милицейские «Победы». Они окрашивались в темно-синий цвет с красной полосой согласно приказу МВД СССР № 266 «О специальной окраске оперативных легковых автомобилей органов милиции» от 31 декабря 1953 года. По красной полосе белыми буквами наносились надписи «Милиция», а также «Госавтоинспекция» или ОРУД – Отдела регулирования уличного движения. Тогда это были отдельные организации.
На смену «Победе» пришла «Волга» – главная машина советской милиции с 1957 по 1970 год. «Волги» унаследовали от «Победы» и темно-синюю окраску с красной полосой, которая в начале 60-х сменилась на бирюзовую, но с сохранением красной линии на борту кузова. «Волги» начали широко использоваться и в качестве личного транспорта высокопоставленных сотрудников милиции.
Служили в ГАИ и «Москвичи», как этот скромный 403-й в окраске середины 60-х годов. «Москвичи» использовались милицией и ГАИ, добросовестно и честно работали и в сельской местности, и в городе
Представлены в экспозиции и мотоциклы. Инспектор ГАИ на мотоцикле с коляской знаком каждому по кинофильму «Берегись автомобиля», где герой Георгия Жженова преследовал «Волгу» Юрия Деточкина, соблюдая при этом Правила дорожного движения.
Появившийся в 1964 году «Москвич-408» благодаря своему дизайну смотрелся особенно современно и выигрышно на фоне округлых «Волг». Пожалуй, это был самый стильный и самый красивый милицейский автомобиль тех лет.
Милицейский «Москвич-412» стоит у импровизированного отделения милиции с непременной доской почета, советской телефонной будкой и котом на подоконнике. Окраска – нового типа, введенная в 1969 году – ярко-желтого цвета с контрастирующей синей полосой, как наиболее заметную во все более уплотняющемся транспортном потоке. На передних дверях – государственные гербы СССР.
Учиться правильно ездить советских детей приучали с детства – на таких вот педальных автомобильчиках «Урал», имевшихся в парках, на курортах и, конечно же, в пионерских лагерях.
На выставке представлен педальный «Москвич» в милицейской раскраске, прототипом которого послужила модель 408. Оба «Москвича», и тот, что для детей, и тот, что для взрослых, выпускались на одном заводе – АЗЛК. Его название расшифровывалось как Автомобильный Завод имени Ленинского Комсомола. Почти у каждой «большой» модели «Москвича» был и педальный вариант, рассчитанный на юных ценителей продукции АЗЛК.
Такие милицейские УАЗики ездили по городским улицам еще совсем недавно, хотя были созданы еще в начале 70-х. Для МВД создали отдельные модификации с индексами АДЧ – для дежурных частей, АП – для патрульно-постовой службы и АП-ГАИ – для Госавтоинспекции. Все они получили цельнометаллическую крышу вместо тента и компоновку, названную «классической милицейской», с салоном для сотрудников и отделенным перегородкой отделением для задержанных.
Несмотря на обилие иномарок, хлынувших с страну в 90-е годы, отечественная «Волга» по-прежнему оставалась в милицейском строю. Представленная в 2003 году «Волга» с индексом 31105 также поступала на службу в Госавтоинспекцию, к тому времени сменившую название с ГАИ на ГИБДД – Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Автомобиль несет современную цветографическую схему с основным белым цветом, синими полосами вдоль кузова и надписью ДПС на капоте.
Выставку в «Метрополисе», включающую в себя 21 экспонат, можно рассматривать как своеобразный анонс предстоящей 7-11 марта «Олдтаймер-Галереи» в Сокольниках, где истории советской милиции будет посвящён целый зал.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.