Ретроспектива
30.03.2018
Правда высокого полёта
Вроде, всё, как в первой части - формат, внушительный вес, качество "Алтайского дома печати", шикарный рисунок Александра Захарова на обложке. И всё же, что-то неуловимо изменилось. Вторая часть книги Вадима Челака "Полёт Чайки" приобрела зрелость. После выхода книги другим авторам, разрабатывающим ту же тему, будет крайне трудно сообщить что-то новое. Разве то немногое, до чего не докопался, по его же признанию, сам Вадим Челак. Скажем, распределение по годам выпуска латвийским заводом RAF универсалов ГАЗ-13С.
Второй том трилогии об автомобилях с гордым именем "Чайка" получился интереснее первого, хотя главное место на его страницах отведено самой что ни на есть прозаичной стороне - повседневной эксплуатации серийных машин. Вот в Венгрии, например, "Чайку" поставили на рельсы, превратив в автодрезину. Руль убрали, подальше от соблазна свернуть куда-либо с путей. Интересно? Да скукота! Все эти министры, военачальники, дипломаты, космонавты, все кому по рангу полагалось ездить на "Чайке" - заурядная совковая рутина. Или всё же слепок времени? Вот любопытный документ: распоряжение Совета Министров СССР от 10 октября 1959 года о том, чтобы разрешить Министерству иностранных дел СССР приобрести четыре автомобиля "Чайка" (производство только началось!) на сумму в 760 тысяч рублей "за счёт общей экономии средств по смете министерства". Подписано самим Косыгиным. Въедливый читатель задастся вопросом: а, интересно, на чём таком МИД смог сэкономить означенную сумму? Икру не докладывал в бутерброды на фуршетах? Дипломатов в загранпоездках держал в чёрном теле? Отсрочивал ремонт шпиля на знаменитом здании на Смоленке?
От книги про автомобиль ожидаешь натиска технической информации, а тут - всеохватная история страны, запечатлённая в документах и снимках, зачастую нерезких и слепеньких, сделанных нетвёрдой, от уже принятого вовнутрь, рукой. "А свадьба пела...! Наверное, свадебным "чайкам" можно вообще посвятить отдельную книгу. И про куклу с лентами на капоте, и про прейскурант (4-50 за 1 час проката в 1973 году), и про самих брачующихся. Снимок не подписан, но в женихе с невестой узнаются Владимир и Людмила Путины.
Но, оказывается, и летопись создания ГАЗ-13 "Чайка" не вмещается в формат одного тома! В нашем сознании настолько прочно укоренился образ "Чайки", что представить себе этот автомобиль иным попросту невозможно. Как вдруг обнаруживается, что существовала "Чайка"-лимузин ГАЗ-13А, неслась на тревожный вызов специальная оперативно-служебная пожарная "Чайка" огненно-красного цвета, принимал парады элегантный фаэтон ГАЗ-13Б. Ну и "Чайку" с кузовом универсал не забудем, - это был "автомобиль специализированный скорой медицинской помощи на базе ГАЗ-13 "Чайка", его разработали и выпускали в Риге, на опытном автобусном заводе RAF. Примечательно, что у универсала ГАЗ-RAF-13С была уникальная модификация-катафалк, построенная специально для перевозки забальзамированного тела вьетнамского вождя Хо-Ши-Мина из мавзолея в тайное хранилище в горах - на случай обострения отношений с Китаем. Пожалуй, Вадим Челак впервые излагает подробности этой спецоперации.
Еще одна непаханая нива - специализированные киносъёмочные машины на базе ГАЗ-13 "Чайка". Разработали ОАСД (операторский автомобиль для съёмок с движения) по своему разумению умельцы Центральной автобазы Главснабсбыта Комитета по кинематографии СССР. И, как в первом томе, все исполнения автомобиля в мельчайших подробностях и с точным соблюдением масштаба нарисованы в цвете прекрасным художником Андреем Атюкиным. Эти изображения придают труду Вадима Челака особую стройность.
Стоило копнуть, как обнаружились два киносъёмочных автомобиля-универсала постройки Германской Демократической Республики, причём основой послужили не латвийские универсалы, а образцы, построенные на одной из местных кузовных фабрик.
Каждую главу книги традиционно открывает шмуц-титул с юмористическим рисунком Андрея Ткаченко. Для главы о "Чайках" в кинематографе художник выбрал именно операторский автомобиль: наши космонавты снимают высадку американских астронавтов на Луну. Сама по себе 13-я "Чайка" оказалась талантливой киноактрисой. Её фильмография, пусть и поданая несколько схематично, поражает. Причём, как признаёт сам Вадим Челак, это не исчерпывающий список!
Наконец, нашлось в книге место и всевозможным автомобилям-переделкам, гоночным болидам, катерам с моторами от "Чайки", детским игрушкам, масштабным моделям-копиям, значкам, работам художников.
Еще одна непаханая нива - специализированные киносъёмочные машины на базе ГАЗ-13 "Чайка". Разработали ОАСД (операторский автомобиль для съёмок с движения) по своему разумению умельцы Центральной автобазы Главснабсбыта Комитета по кинематографии СССР. И, как в первом томе, все исполнения автомобиля в мельчайших подробностях и с точным соблюдением масштаба нарисованы в цвете прекрасным художником Андреем Атюкиным. Эти изображения придают труду Вадима Челака особую стройность.
Стоило копнуть, как обнаружились два киносъёмочных автомобиля-универсала постройки Германской Демократической Республики, причём основой послужили не латвийские универсалы, а образцы, построенные на одной из местных кузовных фабрик.
Каждую главу книги традиционно открывает шмуц-титул с юмористическим рисунком Андрея Ткаченко. Для главы о "Чайках" в кинематографе художник выбрал именно операторский автомобиль: наши космонавты снимают высадку американских астронавтов на Луну. Сама по себе 13-я "Чайка" оказалась талантливой киноактрисой. Её фильмография, пусть и поданая несколько схематично, поражает. Причём, как признаёт сам Вадим Челак, это не исчерпывающий список!
Наконец, нашлось в книге место и всевозможным автомобилям-переделкам, гоночным болидам, катерам с моторами от "Чайки", детским игрушкам, масштабным моделям-копиям, значкам, работам художников.
Завершает вторую часть "Полёта Чайки" самая, пожалуй, важная глава - о людях, создавших эту замечательную стальную птицу. Мне очень импонирует выбранный Вадимом Челаком лейтмотив книги - историческая правда. Потому что исторической "кривды" уже столько, что настала пора говорить правду.
Денис Орлов
Денис Орлов
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.