До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
06.03.2019
Ява Явская
«Ява»… В нашей стране это название ассоциируется с сигаретами или с мотоциклами. Курильщиков, конечно, всегда больше, чем «спортсменов», но в плане фанатичной популярности одноимённый мотоцикл даст сигаретам сто очков вперёд.

В довоенный период мотоциклетное предприятие Франтишека Янечека в СССР было практически неизвестно, в профильной отечественной литературе марка «Ява» не упоминалась. Ну, ещё бы – авторы мотоциклетных книг были сторонниками четырёхтактных мотоциклов, поэтому конструкция двухколёсной техники рассматривалась на примере техники из Америки и Англии, реже Германии. Даже Франция практически не упоминалась, а уж Чехословакия… Мотоциклетная держава? Да не смешите…
Все изменилось с того момента, когда после войны в СССР начала поступать трофейная техника. Автомобили «Шкода», «Прага», «Татра», мотоциклы «Ява», «ЧЗет», «Огар» в сравнении с немецкой техникой были немногочисленны, но о них узнали. Рынок наш был практически бездонным, дефицит личного транспорта – жутким, мощностей советских заводов для его насыщения не хватало, поэтому трофейная и списанная из Советской армии техника ценилась не меньше, чем новая. К тому же надо было поддерживать народное хозяйство братских соцстран. Так и появились в наших магазинах мотоциклы из ГДР и Чехословакии, а позже из Венгрии. (Правда, польские мотоциклы к нам не поставлялись, при том, что четырехтактный «Юнак» был очень серьезной машиной.) Надо сказать, что выход на рынок чехословацких моделей сопровождался массированным медийным сопровождением, даже сегодня, в век информационных технологий, о таком можно только мечтать. Судите сами: книги по устройству и обслуживанию, инструкции по ремонту и эксплуатации – и все это на русском языке. А потом появился журнал «Мотор-Ревю», где половина номера посвящалась автомобилям, а половина – мотоциклам, причем особо ценными были именно материалы по ремонту, эксплуатации, обслуживанию, равно как и описание всех новинок и нюансов новых версий, появляющихся в производстве. К тому же в каждом крупном городе Советского Союза были магазины «МотоЯва», где не просто продавались детали, узлы и агрегаты. Нет, каждый такой магазин был еще и своеобразным «центром цивилизации» «явистов», где мотоциклисты знакомились, общались, собирались в компании по интересам.
Выход на отечественный рынок чехословацких мотоциклов состоялся в 1957 году и пришелся на период так называемой «хрущёвской оттепели», когда энтузиастами образовывались различные общественные объединения и клубы. Тогда-то и возник знаменитый «Клуб друзей «Явы», поддержанный самим изготовителем мотоциклов. Ежегодные фестивали, или, как тогда говорили, «Слёты друзей «Явы», собирали множество участников. Местные и региональные клубы возникали по всей стране, к тому же был очень популярен туризм – пеший, водный, любой, и мотоцикл стал очень хорошим «спортивно-туристическим снарядом». Маршруты в Крым или на Кавказ были обкатаны настолько досконально, что достаточно быстро перешли в разряд «для начинающих», а поездка на мотоциклах к озеру Байкал не считалась чем-то невозможным…
Почему были так популярны «Явы»? На фоне наших «ИЖей» чешские мотоциклы были, прямо скажем, более скоростными и комфортными. С мотоциклами меньших кубатур нечего даже и сравнивать. К тому же в то время, когда мотоцикл был полноценным транспортом наряду с автомобилем, надежность, неприхотливость, удобство ремонта и обслуживания ценились как бы не выше, чем комфорт. Ну, а мотоциклы «Ява» представляли собой практически совокупность всех достоинств. Нет, были, конечно, отдельные индивидуалы, считавшие, что рычажная передняя вилка мотоциклов «МЦет» позволяет лучше держать дорогу, и на этом основании вставлявшие в немецкую ходовую часть «явские» двигатели, которые были вне всякой конкуренции… Но большинство мотоциклистов ценило «Яву» как «вещь в себе» – обслуживали, ремонтировали, улучшали, и ездили, ездили, ездили! С коляской и на «одиночках», со стеклом и «фартуком», с дугами безопасности, багажниками и сумками, сделанными сначала кустарно, а затем по чертежам из чешских книг и журналов либо по рекомендациям более опытных коллег… Шло время, менялись модели, но популярность «Явы» оставалась неизменной до самого распада Советского Союза…
С уходом системы социализма мы лишились многих хороших вещей. Казалось, что и мотоциклы «Ява» уйдут в прошлое, но нет – завод остался «в деле» и даже время от времени предпринимал попытки вновь выйти на российский рынок, невзирая на обилие на нём современнейшей техники из Японии, Европы и Америки. Сравнительно недавно, в ноябре прошлого года, было объявлено, что предприятие представило несколько новых моделей в ретро-стиле с четырехтактными двигателями жидкостного охлаждения, и в нынешнем году ожидается их появление на нашем рынке.
Ну, а пока этого не случилось, мотоциклы «Ява» можно будет увидеть на «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках, где мотоклуб «Ява Москва» на своем стенде представит почти два десятка чехословацких мотоциклов, начиная от «Явы-250 Перак» 1947 года и заканчивая новейшей прошлогодней «Ява-660 VINTAGE». Такой представительной экспозиции мотоциклов известной марки в рамках выставки ещё не было, и это прекрасная возможность увидеть историю мотоциклов «Ява», поставлявшихся в нашу страну более шестидесяти лет и до сих пор не утративших популярности.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

26.01.2014 Лорнет
Все статьи