Ретроспектива
01.10.2013
Олдтаймер олимпийского огня

В греческой Олимпии, где некогда проводились Олимпийские игры древности, зажжен огонь XXII зимней Олимпиады, которая пройдет в Сочи в 2014 г. Торжественная церемония прошла на месте античного стадиона. Олимпийский огонь был зажжен с помощью сфокусированных параболическим зеркалом солнечных лучей (это символизировало получение олимпийского огня от греческого бога солнца Аполлона). 

О нынешней церемонии подробно напишут все главные СМИ, мы же, как ретрограды и любители олдтаймеров, просто обязаны по этому поводу вспомнить другую олимпиаду и настоящие олдтаймеры олимпийского огня 1980 года. 

К долгожданной олимпиаде 1980 года страна готовилась долго и тщательно. Не был забыт и вопрос олимпийского огня. Начиная с 1928 г. (первая Олимпиада в Амстердаме) священный огонь неизменно совершает долгий путь из Греции в страну-хозяйку Олимпиады в руках бегунов-факелоносцев. 

Создание факелов было поручено ленинградскому заводу им. Климова, который специализировался в области создания и обслуживания авиационных, танковых и морских газотурбинных двигателей. Расстояние от Олимпии до Москвы составляет 5300 км и на каждый километр требовался отдельный факел — для каждого бегуна, однако заказано было на тысячу факелов больше — что называется, «на всякий случай». Техническое задание оказалось очень сложным и сопровождалось целым рядом жестких ограничений: вес изделия не должен был превышать одного килограмма (ведь бегунам предстояло нести его на вытянутой руке), высота пламени должна была быть не менее 300 и более 500 мм (чтобы не гаснуть и не обжигать спортсмена), срок горения — в пределах 8-10 мин. Кроме того, пламя не должно было гаснуть под ветром и дождем. 

Изготовленные образцы факелов прошли суровые испытания: сначала — под настоящим ветродуем со скоростью 25 м/с, затем — под проливным дождем. Пламя не погасло! Так же тщательно проверяли все остальные технические характеристики будущих факелов — от качества помещенного внутрь баллончика с газом до удобства рукоятки. 

Эстафета огня из Олимпии в Москву продолжалась 30 дней, а маршрут проходил по территории 4 стран: Греции, Болгарии, Румынии и СССР. Он был разделен на участки по 1000 м, поэтому факел передали из рук в руки 5 тысяч раз. 

Свой участок бегун преодолевал в среднем за 4-5 минут (тогда как запас «горения» составлял 8-10 мин), а на границе участка его уже ждал следующий спортсмен со своим факелом. При передаче огня факелы двух участников соприкасались, огонь перекидывался на следующий факел с заранее включенной подачей газа — и эстафета продолжалась. Она проводилась только в дневное время, а ночью олимпийский символ горел в специальных церемониальных чашах, установленных в городах по пути его следования. 

Однако долгое путешествие олимпийского огня, полное всевозможных неожиданностей и накладок, потребовало проведения целого комплекса дополнительных мероприятий. Многие автомобилестроительные предприятия бывшего СССР разработали и построили для Московской олимпиады необычные транспортные средства, целью которых было участие в обширных организационных мероприятиях. 

Однако особая честь выпала РАФу, и созданные им уникальные микроавтобусы участвовали в играх в качестве судейских машин, автомобилей технической поддержки велогонок и лабораторий медицинского обследования спортсменов. Полноправным участником олимпиады стал и главный герой нашего рассказа — уникальный олимпийский микроавтобус РАФ-2907, автомобиль-хранитель олимпийского огня. 

Всего было изготовлено 5 таких автомобилей, но непосредственно за спортсменами постоянно двигались две машины. Ритуал сопровождения был построен следующим образом: машины сопровождения на низкой скорости двигались рядом со спортсменами-бегунами, которые несли факел с олимпийским огнем, постоянно сменяя друг друга. Уже поэтому РАФ-2907 конструктивно отличался от серийного «рафика»: его двигатель имел радиатор большего объема, нежели стандартный, а также специальный электрический вентилятор системы охлаждения. Это было необходимо для того, чтобы двигатель не перегревался из-за постоянного движения на низкой скорости. 

Впрочем, конструктивные особенности олимпийского «рафика» этим не исчерпывались. В задней части кузова был оборудован специальный отсек для хранения олимпийских факелов, благодаря которому РАФ-2907 и получил почетное звание хранителя олимпийского огня. Отсек был изолирован и оснащен принудительной вентиляцией, а доступ к факелам был возможен как из салона, так и через заднюю подъемную дверь. 

В отсеке постоянно горели 3 «лампы» — специально сконструированные портативные горелки, позволявшие мгновенно зажечь резервный факел в случае любых форс-мажорных обстоятельств. Еще три горелки находились в резерве. Кроме того, в факельном отсеке были установлены газовые баллоны, питавшие запасной огонь, и средства пожаротушения. 

В салоне были установлены два дивана, стол с поворотным креслом, небольшой гардероб, холодильник и кондиционер. Были предусмотрены места для сменного водителя и наблюдателя за огнем. Две машины сопровождения олимпийского огня РАФ-2907 следовали до границы СССР, а позднее автомобили от Москвы разбежались в разные стороны — к Киеву, Минску и Таллину, то есть городам, где проходили олимпийские состязания. 

Сейчас автобус-хранитель олимпийского огня можно увидеть в экспозиции Рижского Моторного музея.

При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Guest
Также в состав Кортежа вошел легендарный ретро-автомобиль времен советской Олимпиады-80. Он будет подчеркивать связь поколений двух Олимпиад – на корпус автомобиля нанесены изображения трех знаковых для россиян зданий-символов – высотки МГУ, Олимпийского комплекса «Лужники» и суперсовременного сочинского стадиона «Фишт» в Сочи. Ретро-автомобиль повезет в регионы Олимпийский факел 1980 года, сфотографироваться с которым сможет каждый желающий.

Неужели РАФик?
0
Костя
К чему извращать аутентичность раритета попсовыми картинками сочинских стадионов?
Мы так и не научились хранить традиции и правильно оформлять мемориальные предметы.
Жаль.
0
Виктор Журлов
Да, были и другие времена, в отличии от нынешнего. Люди были добрее, отзывчивее, и у каждого была мечта о светлом будущем, к которому все и бежали. Событие по меркам того времени было просто грандиозное, ведь у народа было меньше возможностей отвлечься на "другое". А теперь - пожалуйста, глаза разбегаются и главное, никто не запрещает!
Конечно, все мы любим машинки, но ведь нельзя забывать и о том, кто был "главным" на московской Олимпиаде! Этот персонаж, пожалу до сих пор не превзойден по символизму красоты фигуры, доброты взгляда и улыбки, и главное,по красоте полета над Москвой, в такое светлое будущее!! Олимпийский Мишка навсегда остался в нашем сердце, и я знаю очень мало домов и квартир, где не витал бы его дух!)
0
m400ru
Пару фотокарточек из музея в Риге, если позволите ...




ну и сам музей http : //m400ru.livejournal.com/1807.html
0
Guest
Посмотрел на схему движения Олимпийского огня. Получается, что Олимпийский огонь два раза побывал в Киеве: сначала по пути в столицу СССР, потом вернулся назад на место проведения соревнований.
0
Сергей
Эта схема размещена рядом с РАФом в Рижском Мотормузее.
Есть и другие схемы, иначе оформленные, но те же по сути.
На всех схемах от Москвы до других городов, куда доставляли факел ведут не автомобильные, а железные дороги.

И есть фото встречи Олимпийского огня в Киеве НА ВОКЗАЛЕ!

Нашлось и такое свидетельство:
"За сутки до начала Олимпиады огонь на поезде был отослан в города, где проходила часть соревнований: Таллин, Ленинград, Киев и Минск".

Следовательно, первый раз огонь переместился через Киев "беговым транзитом", а затем уже вернулся из Москвы "на паровозной тяге".

Вероятно, в том, что касается автомобильной доставки огня в другие олимпийские города СССР, в статье допущена досадная неточность.
1
S_Iones
Пожалуй, зачислять РАФ-2203 в олдтаймеры рановато - серия кузовов по нашим меркам свежая (1976-1997). Скорее, это янгтаймер, но - в исполнении Лимитед эдишн. Редкая специальная модификация для обслуживания Игр XXII Олимпиады в Москве.

Было много вариантов специальных автомобилей для Олимпиады, разработанных на РАФе и построенных в экспериментальном цехе завода. Но не меньшей редкостью, чем те Рафики, стала изданная в 2006-м книга Максима Шелепенкова и Александра Говорухи, в которой все модификации олимпийских микроавтобусов описаны.

А сейчас - жесть. В колонне сочинского огня - ни одной отечественной машины, ни современной, ни ретро. Отобрали у нас отечественное автомобилестроение.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи