Государству старые трофейные иномарки, впрочем как и отслужившие своё советские автомобили были не нужны. Их сохранение не соответствовало официальной идеологии. Любите не железки, а Вождей мирового пролетариата! Да и к чему всё это, если скоро должна начаться «мировая революция»: американские и немецкие рабочие сами будут бесплатно поставлять советским товарищам автомобили.
В 1956 году Совет Министров принял постановление больно ударившее по старым машинам. С июня этого года запрещалась эксплуатация любых автомобилей без электрических указателей поворотов и стоп-сигналов. А через три года Хрущев выставил из столицы все ЗиСы, Яги, полуторки и Студебекеры. Их передали в автохозяйства, расположенные за 100 километров от Москвы. Эти машины там еще очень долго служили верой и правдой. Если вы посещали Коломну в середине шестидесятых, то могли видеть на улицах те же машины, что бегали по Москве в тридцатых. Но постепенно они полностью изнашивались и догнивали где-нибудь на берегах Москва-реки.
Стареющий и оттого подверженный приступам ностальгии Гоберман, занимавший тогда пост главы Главмосавтотранса, в конце концов разрешил машинам, сохраненным «психами» проехать по центру города на Первом празднике московских автомобилистов в начале октября 1966 года. Этот праздник был проведен и в следующем году и на нем дебютировал ныне покойный Женя Прочко на откопанной им где-то трехосной полуторке. Следующие десять лет никаких парадов старых машин в столице не проводилось и машины сохранялись в частных гаражах. В 1973 году из Риги в редакцию журнала «За Рулем» пришло приглашение на местный праздник ретро-авто любителей. Никто из сотрудников журнала ехать туда не захотел, приглашение отдали тому же Жене Прочко. Он вернулся из Риги - окрыленным. Ему пришла в голову идея создать и в Москве клуб любителей старинных автомобилей. Прочко получил от отца 21-ю Волгу и очень любил путешествовать, даже стал членом Московского клуба автотуристов. Он пришел в правление этого клуба с идеей создания в нем Секции автомотостарины, сокращенно САМСа. Там ее одобрили.
САМС с 1974 года до самого распада Союза с переменным успехом проводил парады старинных автомобилей и мотоциклов в Москве, вход на которые был бесплатным, но особого количества зрителей, в отличие от первого Московского праздника автомобилистов и парадов в Риге они не собирали. Недоброжелатели замечали «САМцы» хотят придать этому общественную значимость, но это мышиная возня. Никогда собирательство старых машин у нас не будет популярным. Что было недалеко от истины.
В 1989 году Москву посетили испанские любители старых автомобилей из Каталонии. Интурист и Совтрансавто организовали для них королевский сервис. Чего стоят только два автовоза с тягачами Мерседес-Бенц, на случай если на трассе какой-либо автомобиль участника не сможет идти дальше своим ходом. Через год в Испанию поехала колонна САМСа. Половина машин не вернулась. Их продали за столько, сколько дали.
Вскоре Союзу пришел конец и сразу все изменилось. Среди подержанных американских машин, покупавшихся на выделенные кредиты попадались, и исторические: первым в 1992 году привезли Кадиллак купэ Де Вилль 1952 года, затем в Финляндии купили Кадиллак седан Де Вилль 1964-го. В стране шло сокращение производства, и как следствие потеря рабочих мест. Многие сограждане становились бомжами. А самые ушлые и незакомплексованные сказочно богатели. Теперь ежемесячно в Россию ввозятся десятки и сотни старинных и антикварных автомобилей. Большинство из них стоят в Америке дешевле З-ей Мазды. Искра, брошенная Никитой Хрущевым, так и не возгорелась пламенем. Россияне по-прежнему смотрят на это занятие, как на большую глупость.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
В отечественной ретро-тусовке ещё с 70-х годов известен как «Зубастик» или «Вуглускр». Человек, с детства фотографирующий автомобили, имеющий огромный архив и разбирающийся в теме на уровне продвинутого эксперта. Без его снимков в России не опубликована, пожалуй, ни одна книга, ни одна энциклопедия, посвящённая классическим автомобилям. При этом в выходных данных фамилию автора, как правило, бессовестно не указывают – он имеет репутацию «фрика» и его стесняются. Влюблён в автомобили искренне, самозабвенно и, увы, безответно – своей машины не имел и не имеет. Остр на язык, ироничен, зачастую зол. Его тексты, как японская рыба «фугу» - блюдо для гурманов.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.