Блокнот
16.04.2017
Про ЗИС, «ширпотреб» и ночные вазы
В Советском Союзе любили использовать аббревиатуры.
ВКП(б), НКВД, ВЦСПС, АВТОДОР, ГОССНАБ, ДОБРОЛЁТ, ГУЛАГ…
Среди устойчивых Эс-Эс-Эс-эРовских буквосочетаний имелось и такое: ТНП. Хотя, Товары Народного Потребления чаще называли расхожим словом «ширпотреб». Вопреки устойчивому заблуждению, этот термин вошел в обиход не в 60-х годах прошлого столетия, а гораздо раньше. И ничего позорного в нём не было. «Ширпотреб» – сокращение от «широкое потребление» - имел англоязычный аналог. FMCG - Fast Moving Consumer Goods. Прямой перевод звучит глуповато: Быстро Движущиеся Потребительские Товары. Но, по сути, всё верно: это то, что нужно народу для повседневных нужд прямо сейчас, много и немедленно! Список и внешний вид подобных товаров сменялись стремительно, вслед за модой и конъюнктурой рынка.
Если за рубежом бытовыми изделиями занимались профильные фирмы и компании, то в СССР «ширпотреб» выглядел пасынком индустрии. В руководящих документах Госплана продукция «для дома, для семьи» именовалась «товарами группы Б». Что недвусмысленно намекало на вторичность их приоритета в планах развития и финансирования промышленности.

В то же время Партия-и-Правительство (именно так, через дефис) регулярно, повсеместно и неуклонно заботилась о повышении благосостояния населения и удовлетворении его всёвозрастающих потребностей. Возникал нонсенс: существовала острая потребность наращивания выпуска ТНП, но никто не стремился ими добровольно заниматься. На этот случай в СССР имелась командно-директивная система взаимоотношений с предприятиями.

В таких специфических условиях на авиационных, машиностроительных, электротехнических и автомобильных заводах создавались «цеха ширпотреба». Это не сленг, именно так они официально именовались. Подтверждение тому – документация, выпущенная на Заводе имени Сталина в самый разгар Великой отечественной войны.
На чертеже размашисто написано: «ц. ширпотреба». Указаны фамилия начальника цеха и дата: 15.06.44. Ровно через неделю Красная армия начнет крупнейшую в истории человечества стратегическую операцию «Багратион». А в это время инженеры ЗИСа готовят к производству «ведро цилиндрическое для огородных работ и сухих грузов». Чертежи ведра составлены по всем правилам, с не меньшей тщательностью, чем на выпускаемые в соседних корпусах трёхтонки и артиллерийские тягачи.

Тому, что столь необходимые в быту вёдра реально производили на ЗИСе, есть документальное подтверждение. В верхнем левом углу чертежа вычерчена табличка «извещений изменений». Читаем дату крайней коррекции ведра: апрель 45-го!

Сохранились и более ранние ЗИСовсекие чертежи ТНП. Молотки и сковородки, топоры и столовые приборы пошли в серию еще в 1943-м году. Продукция была непростая, требующая многочисленных технологических операций: вырубка, галтовка, гибка, штамповка, чеканка, хромирование, полировка…
И не абы из чего делали, к примеру, ложки столовые. В основной надписи чертежа указано: «сталь-10». Смотрим в справочнике: «Сталь-10, конструкционная углеродистая качественная. Применяется при производстве деталей с весьма длительным сроком службы при температурах до 350 град.». Листы и поковки этого сплава использовались в основном производстве, а отходы пускали на ТНП.
В изготовлении кухонных ножей принимали участие столяры: ручка была набрана из буковых, дубовых или березовых плашек. Но и в данном случае работал принцип рачительности: именно из этих древесных пород вытачивали рулевые колеса для ЗИС-5В. Оставались обрезки, не выкидывать же…
Ещё один пример хозяйственного подхода. Сковородки отливались из того же чугуна, что и блоки цилиндров. Всё лучше, чем на пол оставшиеся капли выплёскивать. Кухонная утварь находилась под контролем службы главного металлурга: на чертеже указано: «Твёрдость по Бринеллю не свыше 200».
Вышестоящая организация (в данном случае Наркомат среднего машиностроения) не навязывала своим заводам конкретные виды ТНП. Установка, как правило, давалась не на номенклатуру, а на объем продукции. Директива была следующая: «Делайте то, что торговля возьмет». Другими словами: маркетинговые исследования проводите своими силами и не вздумайте ошибиться. Впрочем, в те небогатые годы любой заводчанин по себе знал, чего народу не хватает.

Вот, к примеру, «Тазик круглый конический». Проще – шайка банная. Примечание в КД: «Допускается наличие одного шва на днище и до трёх швов на боковой поверхности тазика». Перевожу: используются отходы листового металла, оставшиеся после гибки «рубленых» крыльев ЗИС-5В. Обрезки стыкуются по «кровельной технологи», фальцевым замком. Допуск на размеры тазика: 20 мм по высоте и 50 - по диаметру. Ни один кусок не пропадёт. Всё пойдет в дело!
Но и это не рекорд рациональности. Вот чертеж совка для угля, который загружали в горнило русской печи или «буржуйки». Подобные источники тепла имелись чуть ли не в каждом советском жилище, так что потребность в совках была огромной. Читаем рядом с вертикальной проекцией: «Для изготовления ручки используется установочная планка авт. «Студебекер». Предположим, что однажды директор ЗИСа Иван Лихачев лично споткнулся на заводских задворках о груду американских «неликвидов». И, в свойственном для него «вежливом» стиле, уведомил подчиненных о недопустимости разбазаривания бесплатных ресурсов.
На ЗИСе по технологии SKD было собрано 3652 ленд-лизовских машин. Из них Studebaker US6 – 834 единицы. Все узлы и детали импортных автомобилей при транспортировке надежно фиксировались. Так что заокеанских «установочных планок» могло хватить на несколько тысяч столь нужных в хозяйстве девайсов.

Ещё один, достаточно странный, пример «вторичного применения». Детское ведерко предлагалось делать из жестяной консервной банки. На сборочном чертеже не указаны её размеры. Но по косвенным данным получается, что диаметр банки - около 100 миллиметров. Импортная тушёнка? Или сгущёнка? А, быть может, в такой таре из зарубежья поставлялась смазка для собираемых на ЗИСе Студеров, Доджей и Виллисов?
Для тех, кто произносит слово «ширпотреб» с неприязнью, выложен вот этот чертёж. Вилка столовая образца 1947 года. Всем, кто кумекает в конструкторском и технологическом деле понятно: это Изделие с большой буквы! Без комментариев…
Материал вилки – сталь марки ЭЯ-1. Это нержавейка, выдерживающая до 800 градусов по Цельсию. В автопроме она использовалась для изготовления клапанов двигателя. Обладает высокой текучестью при литье. Так что всё лучшее, что оставалось на ЗИСе после производства двигателей, попадало на стол советских граждан.

Несколько слов про имидж.

В годы ВОВ и послевоенной разрухи народ радовался любой, даже самой корявой кастрюле. Но на ЗИСе к своей продукции относились с уважением. Каждый ТНП снабжался торговым знаком. На эмалированные изделия, например, краской наносился фирменный лейбл через латунный трафарет.
Ещё один пример интеллигентного подхода к «ширпотребу». Премиальный знак на раме велосипеда В-110. От количества размерных линий на чертеже рябит в глазах! Сколько же «человеко-часов» уходило на это алюминиевое архитектурное излишество? И, главное, ради чего? Наверное, ради уважения к собственному труду. Спустя пару десятков лет прижимистые производители велосипедов начнут лепить на свою продукцию мутные переводные картинки и быстро отклеивающиеся наклейки…
Думая о чаяньях народа, сотрудники ЗИСа не забывали про себя. Подтверждение тому – чертежи рабочих мест и вспомогательной мебели. Культура инженерного труда – великое дело! Когда конструктор бестолково мечется по чертежному залу в поисках нужного лекала, тут уже не до творчества.
Как элемент избыточной роскоши выглядит хромированный груз для удерживания кальки. С учётом размеров и удельного веса стали эта гладкая блямба весила почти полкило! Такой железякой целый альбом документации можно зафиксировать. А вот во времена моей инженерной молодости, пришедшейся на 80-е годы, мы довольствовались подручным материалом: кто чего из цехов умудрится притащить.
И, напоследок, изделие автомобильного Завода имени Сталина, выведенное в заглавие этого рассказа. Ваза ночная, эмалированная. Судя по скромному посадочному диаметру – детская. В соответствии с требованиями ТУ – внутри белая, снаружи цветная. Синенькая, как мне видится. Достаточно глубокая, ёмкая…
Возможно, кое-кто покривился: чего это вы нам суёте в нос детсадовский горшок?

А по мне - так замечательно, что на крупнейшем в Союзе автозаводе в не самые зажиточные времена подумали о комфорте детских попок. Значит, работали на ЗИСе люди, пусть и зажатые тисками плана, но совестливые и дальновидные. Люди, для которых девиз «Всё лучшее – детям» был не проформой, а естественной потребностью.

* * *

На этом ЗИСовская история ТНП не оканчивается. После эпохи, когда население остро нуждалось в чугунных утюгах, жестяных мыльницах и «панцЫрных» кроватях, наступила эра новых дефицитов.
Заводу имени Сталина (а затем – Лихачёва) приходилось соответствовать веяниям времени. С 1951 по 1959 год в торговую сеть было направлено 3 242 953 велосипеда марки «Прогресс». За 49 лет «в народ» ушло 5 498 366 бытовых холодильников. На их покупку сохранялась очередь, даже когда в свободной продаже появились модели других производителей.

Но про это – в следующий раз…


Чертежи предоставлены кадровым сотрудником АМО-ЗИЛ Владимиром Хариновым.

Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Kirindas_
31.05.2017 18:24:09
прочитано на одном дыхании, очень легкий стиль, нет излишних непонятных терминов, кроме одного момента.

если SKD расшифровать для непосвященных, то вообще придраться не к чему будет

(... На ЗИСе по технологии SKD было...)

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Андрей Крюковский
Режиссер Сценарист Продюсер

Моя первая жизнь, как и положено выпускнику МВТУ им. Баумана, прошла внутри периметра оборонного «почтового ящика». Во второй, «постперестроечной», жизни я занялся производством научно-популярных телепередач, презентационных клипов и документальных фильмов «технической» ориентации. За 20 лет выдал в эфир и сдал заказчикам около 250 видеоработ различных назначений и форматов. В том числе — по автомобильной тематике. Среди них цикл программ «Подорожник» на 1-м канале, сериалы «Автомобили в погонах», «Погоня за Скоростью», «Колеса Страны Советов». Издал несколько развивающих детских книжек. Член Международного Союза Журналистов и Союза писателей РФ.

популярное