Блокнот
05.03.2014
Хроника, год 1934. Метаморфозы Tatra 77
В 1933 году, когда Ford Motor Company ещё собиралась ставить на конвейер прообраз «эмки», по брусчатке Пражского града разъезжало вот это. Автомобиль, казавшийся чем-то несбыточным, вроде «тропфенвагенов» Пауля Ярая. Пауль Ярай, а точнее, Паал Яраи (он был венгерским евреем) время от времени подбивал разные автозаводы сооружать нескладных экспериментальных уродцев с кузовами каплевидной формы. Эти Големы на колёсах ничего, кроме усмешек, у публики не вызывали. В начале 1933 года Ярай выполнил первый проект кузова и для Závody Ringhoffer-Tatra a.s. в городе Копрживнице. А 24 апреля 1933 года Ярай запатентовал кузов, в котором аэродинамика более не конфликтовала с потребительскими качествами. Вместо того, чтобы разводить воздушные массы по обе стороны кузова, предлагалось пустить их поверх. Это был кузов-«нервюра».

За эту идею ухватились два конструктора завода, два Эриха — Ледвинка (сын технического директора) и Юберлакер. В результате появилась Tatra 77 — один из самых необычных автомобилей в истории.
Tatra — марка без преувеличения, иконическая. Несмотря на то, что легковых автомобилей такой марки давно не выпускают и, следовательно, отсутствует мощная пиар-поддержка, на аукционах машины Tatra продолжают дорожать. Ни одна марка из бывшего соцлагеря не ценится столь высоко! Возможно, секрет кроется в том, что она никогда не была социалистической, как бы того не хотелось всяким Готвальдам и их кремлёвским повелителям.

Официально Tatra 77 представили 5 марта 1934 года — 80 лет назад. К слову, по-чешски март будет březen. От этого слова происходит и фамилия Брежнев. Помимо обтекаемого кузова с очень низким лобовым сопротивлением, машина отличалась рядом интересных технических решений. В ней применили тормоза с гидравлическим приводом Ate-Lockheed, независимую подвеску колес обоих осей, реечный рулевой механизм. У кузова отсутствовали подножки. Правда, по конструкции кузов был архаичен: деревянный каркас облицовывался металлическими панелями. Выполнить кузов полностью из металла препятствовал патент американской компании Edward G. Budd Mfg Co. По иронии, заявку на это прогрессивное новшество подал 17 июня 1914 года... Йозеф Ледвинка (кузен технического директора заводов Tatra), нанятый в 1911 году Эдвардом Баддом конструктором за $18 в неделю. Привилегия была оформлена 22 июня 1915 года (US Patent No.1,143,635). Этот патент приносил Бадду невероятные барыши. При относительно небольших объемах производства приобретать его было невыгодно. Этим, в частности, объясняется, что такие компании, как Daimler-Benz AG, продолжали делать дерево-металлические кузовы вплоть до 1940-х.

Силовой агрегат Tatra 77, как известно, располагался сзади. Заострю внимание на том, что выиграли создатели машины от такого решения. Во-первых, конечно, компактность без необходимости осваивать технологию шарниров равных угловых скоростей (что было бы неизбежно в случае переднего привода. Второе, — с выносом мотора назад удалось понизить уровень пола в пассажирском отделении — высота Tatra 77 составляет в незагруженном состоянии 1600 мм, как у Subaru Outback. Раз уж вначале упомянули об «эмке», она на 18 см выше. Завод Tatra культивировал шасси с хребтовой рамой, и «седмдесятседмичка» не стала исключением. Только рама была не трубчатой, как у грузовиков и знаменитой Tatra 12, а коробчатой, с расходившимися в стороны консолями.

Другая фирменная черта завода — полуоси, качающиеся вместе с полуосевыми шестернями (при работе подвески они обегают по зубьям ведущих конических шестерен, каждая — своей). Решение позволяет отказаться от шарниров. Кроме того, вал пронизывает главную передачу насквозь. Проходной ведущий вал даёт возможность легко получить прямую передачу (коробка передач Tatra 77 вынесена вперед ведущего моста). Перед редуктором моста располагается и компактный цилиндрический дифференциал. Таким его создали, чтобы при необходимости разместить в несущей трубе хребтовой рамы (завод в эти годы выпускал и модель высшего класса классической компоновки Tatra 70). Словом, Tatra 77 предстает настоящей технической жемчужиной «инженерного периода» автомобильной истории, хотя выпуск ограничился всего 249-ю экземплярами (плюс шесть прототипов 1933 года).
В наши дни Tatra 77 предстаёт выдающимся образцом «инженерного периода» автомобильной истории. Фото: Денис Орлов
Макет аэродинамического автомобиля Tatra по проекту Пауля Ярая, в масштабе 1:10. Выставлен в заводском музее. Фото: Wikipedia
Исследователь аэродинамики Пауль Ярай (Pál Járay, 11.03.1889 – 22.09.1974 гг.) начинал в качестве конструктора германских дирижаблей.
Эскиз компоновки заднемоторного автомобиля Tatra. Вся техническая документация на велась на немецком и чешском языках, поскольку владели предприятием бароны Рингхоферы.
Прототип Tatra 77. Никаких воздухозаборников сзади, V-образное ветровое стекло…
… и рулевое колесо справа, как и было заведено в Чехословакии, с её левосторонним движением (до 1938 года).
Но вот иллюстрация из раннего проспекта, где водитель сидит посередине, между двух пассажиров, за панорамным ветровым стеклом-«трюмо». Впоследствии подобное решение применят в Panhard-Levassor Dynamic. http://heinkelscooter.blogspot.ru/2014_02_01_archive.html
Товарный образец 1934 года (заводское рекламное фото): водительское место справа, лобовик цельный и плоский, зато фары утоплены заподлицо с передком.
А это – обложка рекламной брошюры на серийную Tatra 77: фары помещены в хромированные корпуса, ветровое стекло трёхчастное, а водитель усажен справа.
Шасси Tatra 77 – свидетельство инженерного гения чехов. В «хвосте» установлен «осмивалец», V-образный восьмицилиндровый двигатель рабочего объёма 2973 см3, развивающий мощность (внимание!) 60 л.с. при 3500 об/мин. Когда в 1935 году на модификации 77А рабочий объем увеличат до 3380 см3, силёнок прибавится: 75 л.с. при 3500 об/мин.
Ведущий конструктор аэродинамических «татр» Эрих Юбелакер у модифицированно Tatra 77А.
«Поедете летом в Словакию?» Реклама, размещённая 6 июня 1936 года в чешском иллюстрированном журнале Pestrý týden.
Выдающийся конструктор Ганс Ледвинка (11.02.1878 – 2.03. 1967 гг.)(слева) и его кураторы из нацистского министерства вооружений во время посещения завода Ringhoffer Tatra-Werke A.G. в январе 1940 года. Архив http://www.skautskydenik.cz
Технический директор Ringhoffer Tatra-Werke A.G. Ледвинка показывает гитлеровцам заводскую новинку – Tatra 87. Архив http://www.skautskydenik.cz
Сегодня Tatra 77 можно увидеть в экспозиции Технического музея Люцерны (Verkehrshaus der Schweiz). Этот образец в 1984 году восстановил швейцарец Рене Бержер по прозвищу «Мистер Татра». Фото: Verkehrshaus der Schweiz.
Автомобили Tatra (модели 77, 87 и 97) из экспозиции Verkehrshaus der Schweiz на снимке одного из самых известных автомобильных фотографов Мишеля Цумбрунна. Фото: Verkehrshaus der Schweiz.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

ТИЗ
05.03.2014 01:12:58
"Этот патент приносил Бадду невероятные барыши. При относительно небольших объемах производства приобретать его было невыгодно. Этим, в частности, объясняется, что такие компании, как Daimler-Benz AG, продолжали делать дерево-металлические кузовы вплоть до 1940-х."

Ну да, поэтому вместо покупки патента многие просто заказывали кузова у Бадда. А в Европе работала его дочерняя компания - "Амби-Бадд", делавшая кузова для БМВ, "Ганомага", "Адлера". Не самые крупные фирмы могли себе позволить заказывать такие кузова, а "Даймлер-Бенц" не могла? А может быть, все дело в том, что у "Д-Б" была своя кузовная фабрика в Зиндельфингере?

А на "Татре" кроме уникального кузова был еще уникальный V-образный 8-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения...
S_Iones
05.03.2014 12:10:07
Допустим, Бадд оставил след и в нашем советском автомобилестроении: ЗИС-101 с его деревянным остовом, первый наш цельнометаллический КИМ.

она никогда не была социалистической, как бы того не хотелось всяким Готвальдам и их кремлёвским повелителям.

Только как быть с послевоенными Татрами - Татрапланом, 603, 613, а также с грузовиками, которые, как ни крути, более чем успешно выпускались и развивались именно в социалистической Чехословакии?
Андрей Мятиев
06.03.2014 01:17:42
Приведу еще один интересный, но малоизвестный в среде автомобилистов факт про Пауля Ярая. В то время, когда он работал на Цеппелина и занимался созданием оболочек нового типа для дирижаблей, талантливого инженера увлекла еще одна идея - создание нового типа велосипеда, обладавшего по сравнению с классическими моделями более выгодной аэродинамикой и оригинальным приводом. Веломашина конструкции Ярая имела линейный тросовый привод и возможность перемены передачи путем изменения длины приводного рычага. Благодаря низкой посадке и своеобразному седлу, больше похожему на кресло, велосипедист получал более низкий силуэт, и, соответственно, меньшее лобовое сопротивление набегающему потоку воздуха. В 1920 году был готов первый прототип, а годом позже - начато серийное производство на велосипедной фабрике Hesperus. За два года изготовили около 2000 велосипедов J-Rad. Прекращение выпуска было вызвано волной "черного пиара", запущенного производителями классических веломашин. Конечно, J-Rad не мог бы и при лучшем стечении обстоятельств вытеснить "классику", но благодаря своим выдающимся свойствам вполне мог "отбить" немалое число покупателей. В наше время велосипеды Ярая являются одним из самых желанных приобретений для коллекционеров. В мире сейчас известно 54 ходовых экземпляра, один из которых находится в России. ;-)
Денис Орлов
06.03.2014 19:31:29
В политехническом музее Люцерны я видел в том числе и "аэродинамические" велосипеды Ярая и - не стал фотографировать! Ну, не интересовали меня велосипеды - Андрюша, прости ради бога!
Андрей Мятиев
06.03.2014 23:14:41
Эх ты, а еще друг называется.. ;-) Не беда, Денис, я искал по всему миру для своей коллекции J-Rad на протяжении 12 лет, и вот он у меня есть, что называется, "живьем"! И даже на ходу!


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное