Блокнот
01.08.2014
Хроника, год 1914. Война объявлена
Газетчики надрывались: «Купите вечернюю!
Италия! Германия! Австрия!»
А из ночи, мрачно очерченной чернью,
багровой крови лилась и лилась струя.

Можно с точностью до дня установить, когда у юного чубатого бунтаря-Маяковского родились эти строки (В. Маяковский, «Война объявлена»),— первого августа 1914 года. Событиям, принявшим в тот день лавинообразный характер, предстояло перечеркнуть размеренное развитие цивилизованного общества и выбросить его на новую, лукаво-циничную и высокотехнологичную орбиту. Германия из страны прусской муштры превратится в страну, где поклоняются жестяному идолу-«Фольксвагену». Лапотно-домотканная Россия обернётся для западного мира «империей зла». Старомодная бабка-Великобритания утратит влияние над домочадцами, а её нагловатый внук-непоседа из-за океана возомнит себя вершителем мировых судеб.

О причинах начала Первой мировой или, как её называют на Западе, Великой войны, продолжают судить. Пользуясь форматом блога, выскажу своё мнение: не окажись на российском престоле слабовольного царя-алкоголика, ни одна закулисная шатия-братия не смогла бы столкнуть в кровавой бойне русский и немецкий народ. Две страны, проросших друг в друга культурными, промышленными, да и просто родственными связями. Не спорю, мы разные. Что всегда давало повод для подтрунивания: «Да, братъ-нѣмецъ! Про тебя говорятъ, будто ты обезьяну выдумалъ, а коли поглядѣть да посмотрѣть, такъ куда мы противъ васъ на выдумки тороваты!...» Только это — разность супругов, позволяющая дожить до серебряной свадьбы.

Но за тяжелой пурпурной портьерой в Зимнем дворце скрывалась и нашёптывала Франция: «Ату, Германию!», а по зеркальному паркету скользили лощёные британские лорды, жаждущие ослабить российское влияние на Востоке: «Ату, ату!». За проделки подобного рода история (в смысле, предначертанный свыше ход событий) наказывает беспощадно. Сами, в результате, и оказались в кровавых дураках — положили на Сомме цвет нации. Не случайно, в Европе (а также в Австралии и Канаде, коих угораздило послать своих пацанов на заклание) Первую мировую войну воспринимают с куда большим надрывом, чем вторую.

Громоздящемуся городу уродился во сне
хохочущий голос пушечного баса,
а с Запада падает красный снег
сочными клочьями человечьего мяса.

Молодёжь Европы научилась убивать раньше, чем любить. Об этом писали Хемингуэй, Эрих-Мария Ремарк, Барбюс, Фрэнсис-Скотт Фитцджеральд и другие представители «потерянного поколения», нюхнувшие пороху и заразившие многие поколения восторженных юнцов ложной романтикой фронта. Она оказалась сильнее незаросших политических противоречий. Из Первой мировой плавно вытекла Вторая. Как говорится, между первой и второй промежуток небольшой... Ефрейтор-Гитлер, ефрейтор-Рокоссовский, унтер-офицер-Жуков, лейтенант-де Голль... Вместе с ипритом и окопными вшами все эти замечательные ребята вкусили и особую кровожадную пищу гигантских охватов и встречных танковых сражений.

100 лет, как кажется, это бесконечно далеко. Но включишь телевизор — и события прошлого перестают казаться хрестоматийными параграфами.
Про автомобили. Именно Первой мировой мы обязаны тому, что берем ключи, пикаем на кнопочку сигнализации и уже через пять минут встаём в бесконечную пробку где-нибудь на «Алтушке» или Ленинском. Сто лет назад автомобили не просто впервые были широко применены в условиях войны. Сложилась инфраструктура — станции технического обслуживания, огромные штаты подготовленных водителей и ремонтников, скользящие графики, поставка запасных частей и ГСМ. После войны, как водится, немалое количество техники оказалось не у дел, её распродавали по бросовым ценам. И как один из итогов Первой мировой произошёл переход автомобиля из категории роскоши, доступной элите общества, к состоянию общедоступному. А там уже и до «Фольксвагена» рукой было подать...
Автомобиль, с которого началась война, дубль-фаэтон Gräf & Stift 28/32 PS выпуска 1911 года. Именно в нём 28 июня 1914 года (15 июня по юлианскому календарю) в Сараево сербский боевик-националист Гаврила Принцип застрелил эрцгерцога Австрийского Франца-Фердинанда и герцогиню Софью. Это покушение стало формальным поводом для начала Первой мировой. Немало будет сказано про номерной знак А 111 118 автомобиля. Дескать, рок! «А» – от английского Armistice – перемирие, а цифры – это 11:00 11 ноября 1918 года, день и час, когда в Компьенском лесу было подписано первое перемирие с немцами, ознаменовавшее окончание Первой мировой войны.
События 28 июня 1914 года не поддаются логике. Первое покушение на Франца-Фердинанда произошло в 10:10 утра. Бомба, брошенная националистом, попала на сложенный верх машины, отскочила и закатилась под следующий автомобиль, где и взорвалась. Насколько высоко нужно вознестись над реальностью, чтобы после такого продолжить официальные мероприятия! На снимке – эрцгерцог Франц-Фердинанд с супругою прибывают в городскую управу Сараево… Фото: www.iwm.org.uk
… «Я, понимаешь, приезжаю, а в меня бомбы бросают!» – возмущённо отчитал эрцгерцог мэра. Потом жена шепнула что-то на ушко мужу, тот смягчился и милостиво позволил мэру произнести приветственную речь. В 10:45 их светлости спустились к авто. Возвращались тем же маршрутом. Фото: www.iwm.org.uk
«Изволили отбыть!» Последние минуты мира. На фотографии заметен шлейф дыма из непривычно низко расположенной выхлопной трубы. Через несколько минут возле Латинского моста раздадутся роковые выстрелы. Эрцгерцог переживёт супругу на 10 минут. «Tak nám zabili Ferdinanda», – «Убили, значит, Фердинанда-то нашего», – сказала Швейку его служанка. Фото: www.iwm.org.uk
Чувство скорой победы и предвкушение лёгкой наживы – вот что толкало каждую из сторон к войне. На плакате, рекламирующем канадский военный займ – бравая пехота, отправляющаяся на войну на грузовиках. Фото: Library of Congress
Армии всех стран располагали незначительным количеством автомобилей. Потребность в них в первое время предстояло покрыть реквизицией транспорта у частных владельцев. Не знаю, как во Франции, в России далеко не каждый владелец горел желанием расстаться с любимым авто, несмотря на выдаваемую при изъятии расписку. На переднем плане у моста Александра III в Париже – Delahaye. Фото: http://gallica.bnf.fr
Важнейшую роль в переброске французских войск к передовой навстречу прорвавшимся к Парижу немцам сыграли парижские таксомоторы, среди которых преобладали Renault Type AG.
Прежде пехота топала пешком, а на авто разъезжала аристократия. Германский император Вильгельм II на ландоле Mercedes-Knight 16/45PS выпуска 1913 года. Фото: архив Daimler AG.
Царь Николай Второй даже выезжал на своём парадном Delaunay-Belleville SMT на фронт. Фото: предоставлено Станиславом Кирильцом.
Первым полностью механизированным полком во французской армии стал 4-й полк тяжелой артиллерии. На его снабжении состояли полноприводные тягачи Chatillion-Panhard-Levassor К-13, способные при собственной массе до 6 т буксировать за собой груз 10 т со скоростью до 17 км/ч, преодолевая при этом 9-процентные подъемы. На снимке тягач буксирует 120-мм пушку Sсhneider-Canet образца 1897 года. Полноприводные автомобили, в основном – тяжёлые артиллерийские тягачи – стали новшеством Великой войны. Первое публичное выступление полка состоялось 14 июля 1914 года на Елисейских полях в День взятия Бастилии. Притом, что к началу войны во французской армии насчитывалось не более 220 автомобилей, 50 таких вездеходов в одном полку представляли собой крупнейшее механизированное соединение.
Тягач Chatillion-Panhard-Levassor имел бортовую трансмиссию, позволявшую обходиться единственным дифференциалом.
Тягач Chatillion-Panhard-Levassor К-13 демонстрировали царю на IV-й Международной автомобильной выставке в Петербурге в 1913 году наряду с тяжёлым грузовиком Русско-Балтийского завода (он позади императора). Ни та, ни другая машина не вызвала интереса российских военных. Фото предоставлено Станиславом Кирильцом.
Русская закупочная комиссия на заводе Renault в Булонь-Биянкуре в 1916 году. Небезызвестный граф Алексей Алексеевич Игнатьев оставил в своих мемуарах крайне нелестный отзыв о полковнике Секретеве, связанный с Renault: «…выбор наш был уже навсегда сделан: фирма «Рено» через услужливого и ловкого полковника Секретева, любимца Сухомлинова и даже самого царя, задолго до войны захватила монополию на автомобили в русской армии». Не говоря о том, что никакой монополии не существовало, нужно учесть, что мемуары писались в советское время, когда граф носил генеральские погоны уже советской армии. Что же касается Петра Ивановича Секретева, то его несомненная заслуга – создание русской военной автомобильной службы. Фото предоставлено Renault, его можно увидеть в Мультимедиа Арт Музее на выставке «Война, покончившая с миром».
Зенитная артиллерия также родилась в ходе Великой войны. Одна из двух 75-мм противоаэропланных пушек, находившихся в распоряжении французских военных перед началом Великой войны. Шасси – De Dion-Bouton. Фото: Wikipedia
Публика по обе стороны Ла-Манша понемногу начинала привыкать к подобного вида картинкам: английская противоаэропланная пушка после прямого попадания. 13-фунтовая (76,2 мм) зенитка (13 pounder 6 cwt anti-aircraft gun) устанавливалась на вращающейся тумбе на платформе трёхтонки Thornycroft Type J – одного из самых массовых грузовиков в британской армии, их было поставлено порядка 5000 штук. Увидеть британскую зенитку в целом виде можно в национальном военном музее в Даксфорде. Фото: Library of Congress
Разбитый на полях войны американский полноприводный тягач неустановленной марки. Cabin-over-engine, COE, «кабина над двигателем» – была весьма распространённой компоновочной схемой до Первой мировой, а затем надолго все вернулись к более простой капотной схеме.
Самой известной подобной машиной в войсках был, наверное, Quad, выпускавшийся сначала фирмой Jeffery, а c 1916 года – компанией Nash. За 15 лет построили 41674 «квадов». Фото: www.thehenryford.org
Тема войны по-своему отражена на плакатах того времени. Бедный русский солдат взывает об американской помощи! Фото: Library of Congress
Россия, не располагавшая собственной автомобильной промышленностью, получала английскую, французскую и, конечно, американскую технику. На снимке – первая партия грузовиков White для Русской Императорской армии. White станет наиболее распространённой маркой наших войск. По данным Всероссийского земского союза на 1 июля 1917 года в Российской армии было 2591 грузовик этой американской марки. Всего к тому времени мы располагали 12 377 военными автомобилями. Источник: Кирилец С., Канинский Г. «Автомобили Русской Императорской армии», М: Фонд «Русские витязи», Лейбштандарт, 2010. Фото: Library of Congress
Впрочем, каждый американский завод использовал войну как повод для улучшения своего положения. Реклама августа 1918-го, когда исход войны уже был предрешен. А кто сегодня вспомнит марку Riker?
Для России наиболее существенным последствием войны (не считая революции и гражданской войны) стал Fiat 15 ter, полуторатонная машина, созданная с учётом эксплуатации на фронтах. В Москве братья Рябушинские возвели завод, где в 1917 году начали собирать эту модель из машинокомплектов.
Танк – вот еще одно обретение Первой мировой. Самый массовый танк выпускала компания Renault – это была модель FT-17. Всего было выпущено 3500 таких боевых машин. 390 штук заказала Россия. Получали танки уже белогвардейцы. Но большевики захватили, скопировали, и сделали «Рено» первым советским танком. Даже во время Второй мировой войны воевало достаточное число танков Renault образца 1917 года. Конец почти всегда был один.
Германская армия смогла отмобилизовать наибольшее количество автомобилей, около 4000 штук, а в ходе войны располагала парком порядка 40000 единиц транспортных средств, включая 5400 мотоциклов, 12 000 легковых, 25 000 грузовых и 3200 санитарных автомобилей. Основные перевозки выполнялись гужевым транспортом – 1,5 миллиона лошадей! Противник только на западном фронте использовал примерно 200000 машин. На переднем плане – автомобиль Phänomen 10/30PS. Его выпускал завод «Aktiengesellschaft Phänomen-Werke Gustav Hiller» в Циттау, который затем в ГДР начнет строить знаменитые грузовики Robur. Источник: Oswald, Werner, Kraftfahrzeuge und Panzer der Reichswehr, Wehrmacht und Bundeswehr, Stuttgart, Motorbuch Verlag, 1982. Фото: Library of Congress
«Машины останавливаются, мы слезаем, - небольшая кучка, в которой смешались остаткимногих подразделений. У бортов машины – темные силуэты людей; они выкрикивают номера полков и рот. И каждый раз от нас отделяетсякучка поменьше, - крошечная, жалкая кучка грязных солдат с изжелта-серыми лицами, ужасающе маленький остаток». Эрих-Мария Ремарк, «На Западном фронте без перемен».
Черный бог позиционной войны – крупнокалиберная гаубица. В данном случае – германская 21 cm Mörser образца 1910/1916 года заводов Круппа. Средство доставки - Dürkopp-Artillerie-Kraftschlepper, тягач с двигателем 80 л.с., построенный заводом Dürkopp & Co в городе Биелефельд. Несколько германских заводов в 1917 году построили более сотни подобных тягачей, выполняя программу маршала Людендорфа по моторизации тяжёлой артиллерии.
Ремонтный пункт русской армии. Автомобиль – «Русско-Балтийский», тип С-24/35, военный тип. Мотоцикл: Indian. Фото: http://gallica.bnf.fr
И опять реклама. Стальным колёсам KPZ, «Капецет», нипочём шрапнель!
Что же, воевали и на трофейной технике! Тем более, многие германские марки были хорошо знакомы по довоенному времени – они проходили испытания в Учебной автомобильной роте.
Война рождала новых героев. А помогала этому пресса, в частности, американский Signal Corps, залезавший в самые глухие уголки на своих «студебеккерах». Фото: Library of Congress
Герои живые: командующий американским экспедиционным корпусом в Европе генерал Джон Першинг (13.12.1860 – 15.7ю1948 гг.) в своём White уже после победы… Фото: Library of Congress
… и герои мертвые: прославленный французский пилот-ас (53 подтверждённых победы) Жорж Мари Людовик Жюль Гинемэ (24.12.1894 – 11.9.1917 гг.), страстный автомобилист. В память о нём автомобили престижной послевоенной марки Hispano-Suiza получат эмблему лотарингской «Эскадрильи аистов», капитаном которой был Гинемэ.
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Parfenova
07.08.2014 11:01:03
Уважаемые пользователи!

В связи с переездом нашего сайта на новый хостинг, комментарии, добавленные в это время, к сожалению, не сохранились, просьба добавить комментарии заново.

Приносим извинения за доставленные неудобства!

С уважением, Администрация Oldtimer.ru
orlov
07.08.2014 16:19:17
Совершенно случайно натолкнулся на плакат времен Первой мировой, чрезвычайно напоминающий постер Американского госпиталя.



Однако этот плакат подписан Е.Чепцов, хотя на американском всего лишь невнятная "В". Ефим Михайлович Чепцов (28.12.1874 - 8.1.1950 гг.), уроженец деревни Медвенка Курской губернии, известный русский и советский живописец, работавший в жанре социалистического реализма. Выходит, американцы втихаря "содрали" сюжет Чепцова? Кто может прояснить ситуацию?
shelby500
11.08.2014 21:25:06
Классная подборка. Особенно интересный француз, полноприводный.
15.08.2014 04:40:42
Да, точно содрали. Видно сразу - у Чепцова всё "одной рукой", у американцев машину и дядек рядом с ней рисовала другая рука. В то время это было чуть ли не в порядке вещей - копировали плакаты, дополняя или немного изменяя, особенно часто такое было в рекламе. Но обычно наоборот - наши тащили у западных художников. Надо проверить и другие американские плакаты из этой серии.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное