Блокнот
20.10.2016
Кровавый Будапешт из окна автомобиля
Началось всё с обнаруженного в интернете архива www.fortepan.hu , с массой снимков известных венгерских событий 1956 года. Представим себе человека с фотоаппаратом, разъезжавшего среди этого ада на машине, и делающего снимки, гонораром за которые могла оказаться ответная пуля.

Из всех антисоветских выступлений постсталинского периода события в Венгрии труднее всего подаются осмыслению. Если в том, что произошло в Берлине в 1953-м, в Познани в июне 1956-го, и даже в Тбилиси в марте 1956-го прослеживается логика, некий вектор народного гнева, то в Будапеште, подчас казалось, все выступали против всех — студенты и рабочие, военные и сотрудники местной госбезопасности AVH, хортисты и коммунисты.

Столь же неоднозначно реагировали на развернувшиеся события в Кремле. В архиве А.Н. Яковлева хранится протокол заседания Президиума ЦК КПСС от 23 октября 1956. Первый зампредсовмина Анастас Иванович Микоян высказывает сомнение относительно применения против восставших силы: «Что мы теряем? Руками самих венгров наведем порядок. Введем войска, попортим себе дело». Микоян убеждён, что без венгерского лидера Имре Надя «не овладеть движением, дешевле и нам».

В итоге победила точка зрения о необходимости ввода войск. При этом приказали огня не открывать. Первые подразделения советской армии вступили в мятежный Будапешт в шесть утра 24 октября, и к семи вечера уже имели около 20 убитых и 40 раненых. Повстанцы сожгли два танка, подбили два других и ещё четыре бронетранспортёра. 25-го в город вошли 128-я гвардейская стрелковая дивизия из Закарпатья и 33-я гвардейская механизированная дивизия генерал-майора из состава отдельной механизированной армии в Румынии. Они двигались походной колонной, уставшие после дальнего марша, даже не расчехлив стволы орудий. Повстанцы благоразумно пропустили танки и ударили по артиллеристам и тыловым подразделениям. Потери были очень велики.
Нерешительность в политике обходится дорого. Недавний пример — события на киевском майдане, где верные присяге и воинскому долгу подразделения ОМОН так и не дождались приказа о подавлении беспорядков. Думаю, каким бы искренним приверженцем западных ценностей не был человек, вряд ли он желал, чтобы «революция вышиванок» повернулась в нынешнем её направлении. Впрочем, судьба Януковича сложилась не в пример благополучнее судьбы венгерского народного премьера Имре Надя.

Политика и мораль трудносовместимы. Кто победит, кто сильнее — тот и будет в итоге прав. Вопрос, на чьей стороне стоять. Своя правда была у студентов и рабочих, выступивших против коммунизации общества и против бесчинства «жёлтых ботинок», как в Венгрии называли сотрудников Államvédelmi Hatóság (AVH) — управления государственной безопасности. Вероятно, за правду стояли и те, у кого дома всё ещё висел портрет Миклоша Хорти, и кто горными тропами спешил из Австрии на помощь повстанцам (среди изъятого в ходе подавления восстания трофеев оказалось около 2000 единиц западного стрелкового оружия). И точно за правду шли под пули советские офицеры и солдаты. Для большинства из них «фашизм» был не просто громким словом из уст замполита.

В оценке венгерских событий 60-летней давности мнения расходятся до сих пор. Хотя сами венгры отмечают 23 октября как государственный праздник, непонятно, что именно праздновать. Просто сам факт первой массовой демонстрации в Будапеште? Но студенческие митинги начались раньше, да и в правительстве к тому времени уже назрел курс на десталинизацию. Наконец, решающий поворот в событиях произошёл только спустя неделю: 29 октября распустили ненавистную гозбезопасность, 29-го же советские войска начали понемногу покидать Будапешт. Что и отмечать! Убрать войска потребовал новый председатель совета министров Имре Надь. И мы, что весьма показательно, немедленно подчинились.

И ещё, к досужим разговорам о кровожадности советского руководства, другой документ из фонда А.Н. Яковлева — протокол президиума ЦК КПСС от 30 октября 1956 года. Из него явствует, что заседание едва не закончилось решением о полном выводе советских войск из стран социалистического лагеря. Не забудем, за столом сидели люди, помнившие, что такое война. Никто из них не жаждал крови. Однако венгры сами предопределили жёсткий сценарий событий, начав — тотчас после ухода наших частей из Будапешта — кровавые чистки своих же партработников, милиционеров, гебистов и их семей.

И вот, четвёртого ноября советские войска вступают в Будапешт вторично, на этот раз именно так, как занимали этот город в 1945-м: решительно и жёстко подавляя малейшее сопротивление. Недаром за эти бои давали не только Героя Советского Союза и орден Красной Звезды, но и орден... Отечественной войны II степени!

Происходившее не следует оценивать исключительно как выступление борцов за свободу Венгрии против советских оккупантов. Показателен факт: венгерская народная армия почти не вмешивалась в события. Иначе вряд ли обошлось такими потерями. Согласно официальной статистике, с 23 октября по 31 декабря 1956 года убито 2652 повстанца и 348 мирных жителей, ранено 19 226 человек. Венгерская народная армия потеряла 53 военнослужащих убитыми и 289 раненными. С нашей стороны потери составили 669 человек убитыми, 51 пропавшими без вести и 1251 раненными.

Вслед за этим, конечно, последовали репрессии, иммиграция 200 тысяч венгров. А в результате в стране сложилось уникальное положение, которое сами венгры называли gulyáskommunizmus — «гуляш-коммунизмом». Влияние Венгерской социалистической рабочей партии на жизнь населения было весьма формальным. Открывались кооперативы, предприятия сами вели планирование, полки магазинов ломились от товаров (в том числе и западных), граждане относительно свободно выезжали в капстраны. Это сочеталось с тем, что у нас преподносилось в качестве «завоеваний социализма» (и о чём сегодня с грустью вспоминают по всему бывшему соцлагерю): низкими коммунальными тарифами, бесплатными образованием и медициной, гарантированной занятостью, госфинансированием науки и культуры. Участие страны в Варшавском договоре также в значительной степени было номинальным: любые внешнеполитические риски всё равно брал на себя Советский Союз — это понимали и в Кремле.

Невольно подумаешь: а могли бы мы добиться схожего результата в ходе событий 3 — 4 октября 1993 года в Москве? Тогда погибло по официальным данным 137, а по неофициальным — свыше 400 человек. Грустно становится, когда видишь, за что заплачено этими жизнями.

Благодарю Ингарда Шульгу за помощь в подготовке статьи.
Бронетранспортёр БТР-152 на площади Героев в Будапеште. Его ведущий конструктор Борис Михайлович Фиттерман вскоре после присуждения ему Сталинской премии был отправлен в лагеря и реабилитирован только за год до венгерских событий. Фото: Fortepan/BERKÓ PÁL
Вот так: спешат люди утром на работу, а им танки под ногами мешаются. Снято на площади 7 ноября (теперь - Октогон). Колонна новейших Т-54 движется со стороны площади Маркса (Ньюгати) по кольцевой Ленина (Терезы). Фото: Fortepan/BERKÓ PÁL
Примета перемен - голова бронзового Сталина на пересечении проспектов Ракоци и Надькёрут. Кто-то из наших военных вспоминал, что поваленные статуи вождя в посёлках на пути от границы стали для них предвестниками грозных событий. Фото: Fortepan/HOFBAUER RÓBERT
Факты братания с местным населением в доклад советского командования не попали. Военные даже позволяли украшать танки и БТР венгерскими флагами и катали повстанцев. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Но это была лишь иллюзия. Первыми жертвами насилия стали вчерашние насильники - партфункционеры, сотрудники госбезопасности и полицейские. Труп напротив комитета Венгерской рабочей партии на площади Республики (теперь - площадь Иоанна Павла II). Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Поначалу и сами венгры, и советские военные плохо понимали, что происходит. "Зачем вы по нам стреляли?" "Нам показалось, вы собираетесь на нас напасть!" "Нет же, у нас мирная демонстрация!" Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Сумятицей воспользовались сотрудники государственной безопасности Államvédelmi Hatóság (AVH), спровоцировав (как следует из отчёта комиссии ООН) около полудня 25 октября на площади перед Парламентом перестрелку между двумя подразделениями советской армии. Погибло, по разным оценкам, от 300 до 800 демонстрантов. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Революция начинает приносить кровавые плоды. Кареты "Скорой помощи" - двухтонные Phänomen Granit 32 производства ГДР. Многим венграм и немцам эта неприхотливая машина была знакома ещё с войны - для них она была символом избавления от кошмара Восточного фронта. Фото: Fortepan/HOFBAUER RÓBERT
Первые потери советская армия понесла еще утром 24 октября. ООН делает вывод: наши открыли огонь первыми. В докладе командования в ЦК КПСС - противоположная точка зрения. Фото: Fortepan/HOFBAUER RÓBERT
В том же отчёте комиссии ООН даже с некоторым смакованием описывается, как венгры уничтожают советскую технику. Недостатком наших БТР был открытый сверху бронекорпус. Достаточно было бутылки с бензином, чтобы сжечь бронтранспортёр. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Сгоревший БТР-152 как средство агитации: "Да здравствует венгерская свобода!" "Да здравствует венгерское единство!"... Ну и едкое: "...качественный товар..." После венгерских событий все БТР стали выпускать в полностью закрытом исполнении. Фото: Fortepan/PESTI SRÁC2
Танки пропускали и жгли артиллерию и тылы. Догорает ЗиС-151 - тягач автоматической 37-мм зенитной пушки 61-К. Тут же бродят подростки, охочие до трофеев, сзади кто-то уже оседлал пушку. Фото: Fortepan
Наиболее тяжёлые сражения первой фазы восстания развернулись в Пеште - в квартале вокруг кинотеатра Корвин и на проспекте Улои, возле казарм Килиана, где сопротивление оказывали регулярные части венгерской армии. На снимке - подбитый танк Т-54. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Кольцевая Йожефа у переулка Кишфалуди (теперь - Корвина). Выведенные из строя советские самоходные артиллерийские установки ИСУ-152 и танк Т-34-85. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Сожженая техника на кольцевой Ференца в период затишья притягивала внимание зевак. Непросто распознать в этих обломках трёхосный полноприводный грузовик ЗиС-151. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Американским шпионам тоже интересно: сотрудник посольства объезжает места боёв на джипе Willys. У американцев поддержка венгерских повстанцев носила название операция "Фокус". Подробнее об этом писал Николай Платошкин в "Военно-историческом журнале", №2 за 2010 год. Фото: Fortepan/PESTI SRÁC2
Будапештская мадонна - очень известный сюжет, однако его невозможно не поставить снова: венгерская девушка с автоматом ППШ-41 наперевес.
Будущий (с 29 октября 1956 года) председатель совета министров Венгрии Имре Надь с министром образования писателем Йожефом Дарвашем и вдовой национального героя Ласло Райка. Снимок сделан 13 октября. Fortepan/JÁNOSI KATALIN
Chevrolet Fleetline De Luxe (1951 модельного года) операторской группы американской Telenews на yлице Лютера. Американский флаг на капоте - как защита от обстрелов. Фото: Fortepan/PESTI SRÁC2
Санитарная Škoda 1101 Tudor у здания бывшей госбезопасности AVH по адресу набережная Сечени, 19. Ныне это Депутатская канцелярия или Белый дом. Красные кресты давали относительную гарантию от обстрела, поэтому под медиков маскировались сотрудники венгерской госбезопасности. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Улица Барош, д.15. Национальный центр Венгерского Красного креста. У входа - ещё ленд-лизовский, полученный от советской армии вездеход Dodge WC-56 и современная венгерская дизельная трёхтонка Csepel D352. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Советские войска уходят! БТР-40 производства Горьковского автозавода на площади Восьми углов (Октагон), 31 октября 1956 года. Военные не в касках, но руки держат на гашетках пулемёта СГ-43. Фото: Fortepan/PESTI SRÁC2
"А город подумал, учения идут!" Вывод советских войск из Будапешта 31 октября 1956 года проходил столь же буднично, как и ввод неделей раньше. Люди вокруг так же спешили по своим делам. Вид на кольцевую Ленина (ныне - Терезы) в сторону улицы Сонди. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
В период боёв в городе остро стоял вопрос снабжения. На грузовике Csepel D350 крупно выведено: "Продовольствие!" Это так называемый "милитаризованный грузовик", с блокировкой дифференциала и защитой радиатора - по неосторожности его могли принять за машину повстанцев. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Боевое крещение автобусов знаменитой марки Ikarus. Эту модель, 60-местный Ikarus-60, венгры первой начали поставлять в СССР, и именно в 1956 году. Снимок сделан на кольцевой Сент Иштван в сторону площади Маркса (Нюгати). Фото: Fortepan/NAGY GYULA
За две недели восстания Будапешт перевидал немало разной техники, но вот это - вообще уже из разряда удивительной: Mercedes-Benz 180 (W 120) и шведский трёхосный грузовик Scania-Vabis LS65. Они доставили продовольственную помощь международного Красного креста. Снимок сделан на проспекте Свободной прессы. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Лозунгом призрачного затишья стало "Русские, домой!". В центре Пешта в качестве баррикад использовали железнодорожные вагоны, благо вокзалы под боком. Примечательно, что на крыше вагона слово "русские" по-венгерски написано звукоподражательно. Правильно же "русский", "русские" на венгерском будет orosz. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Имре Надь не смог удержать хрупкое перемирие, и уже в начале ноября обстановка в Будапеште и других городах потребовала вмешательства регулярной армии. Многие венгерские части всё ещё находились под блокадой советских войск. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
4 ноября 1956 года началась советская операция "Вихрь". Венгры отчаянно сопротивлялись. Однако видавшие виды Т-34-85 были слабыми противниками для современных советских Т-54. Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Так бывает, когда в танке детонирует боекомплект. Чьим был этот Т-34-85 - советским, венгерским? Мелом на броне начертано: "Памятник советско-венгерской дружбы". Фото: Fortepan/NAGY GYULA
Поделиться:
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.

Комментарии

Крюковский Андрей
20.10.2016 18:49:17
Редкий по нынешним временам случай попытки объективного анализа исторического катаклизма.
Я с темой "Венгрия-56" столкнулся лет 10 назад, когда в Красногорском киноархиве отсматривал "летопись" Будапештской Смуты. Для справки: "летопись" - неотредактированная хроника, без купюр, комментариев и "оценочного суждения".
В Будапеште не было правых и виноватых, "красных" и "белых", "наших" и "врагов". Там была вакханалия, безумие, массовое помешательство, искусственно спровоцированный срыв крыши с голов сотен тысяч простых граждан. Там было то, что спустя 50 с лишним лет получило красивенькое парфюмерное название "Оранжевая революция". Или, что нам ближе и понятнее - "Майдан".
И, если бы не Советская Армия... Впрочем, стоп! Обойдемся без навязанного Оценочного Суждения.

ТИЗ
25.10.2016 00:02:26
В Будапеште была серьезнейшая провокация с дальним прицелом. То, что творилось в городе - это только первый уровень. "Круги по воде" от этих событий расходились очень долго и до сих пор еще нам это дело припоминают. Ну да не о том речь. А вот оказалось, что я ранних-то БТР-152 и не видел, все более поздние попадались, на больших колесах. А разработчики машины оказывается повторили не только американскую форму бронекорпуса, но и добавили типичную немецкую односкатную ошиновку, что вряд ли способствовало улучшению ходовых качеств автомобиля...
Денис Орлов
25.10.2016 01:09:37
Женя,
ты всё перепутал! Форма бронекорпуса БТР-152 была не американской. Скорее - немецкой. Во всяком случае, рациональные углы наклона брони - почти как у германских полугусеничных "бэтеров" времён Второй мировой. Потом, у немцев на период войны почти не осталось трёхосных - колёсных! - бронеавтомобилей. Немецкие БТР были полугусеничные! Какая односкатная ошиновка?! Односкатная ошиновка - исключительно самостоятельное решение КБ ЗиС (и КЭО ГАЗ), основанное на опыте эксплуатации различных машин в ходе войны. Лучше прокладывать одну колею, чем две. И, кстати, односкатная ошиновка наряду с несущим корпусом - наиболее существенные отличия от "донора" агрегатов для БТР-152 (ЗиС-152) - грузовика ЗиС-151.
С колёсами ты тоже наплутал - если брать колесо с шиной в сборе, то статический диаметр практически не изменился. Если же брать колесо как колесо - то посадочный диаметр даже уменьшился! Первые машины (без подкачки шин) обувались в скаты 9,00-20", последующие - с централизованной подкачкой - в высокопрофильные шины 12,00-18" Хотя внешне, согласен - колёсья с подкачкой выглядят внушительнее. Такие БТР-152 (с внешней подкачкой) также участвовали в венгерских событиях.
О политике.
Насчёт "провокации с дальним прицелом" я не согласен. Потому, что сам предполагал именно это, но не обнаружил подтверждения в документах. Не подтверждает тезис о провокации и сама логика событий. Стороны конфликта, имевшие дальние виды на Венгрию (а именно - прогрессивные студенты, сторонники адмирала Хорти, сторонники коммунистов, ЦРУ США и СССР) действовали всё это время крайне непоследовательно.
Для примера:
президент Эйзенхауэр завершил речь о событиях 25 октября 1956 года словами:
"The heart of America goes out to the people of Hungary".
Что в переводе с дипломатического языка означает: "Решайте свои проблемы сами, а мы на вас поглядим".
Зампредсовмина Микоян, прибывший в советское посольство в разгар событий, у кого на глазах один из БТР-152 сопровождения повстанцы сожгли вместе с экипажем, тем не менее поддержал решение Имре Надя (цитируется по докладу Микояна в ЦК КПСС):
"Мы решили, — сказал Надь Имре, — наряду с вооруженным подавлением мятежа, проводить политику примирения и сближения с нами интеллигенции и народных масс, пойти навстречу народному движению и национальным чувствам, чтобы возглавить это народное движение и тем самым разбить контрреволюционеров и сохранить народно-демократический строй".
Многочисленные факты братания венгров с советскими солдатами запечатлены в фото- и кинохронике.
Пассивное отношение к событиям со стороны венгерской армии также не вписывается в тезис о дальнем прицеле. В любом случае, не приведи, господи, к чему-то похожему у нас!
S_Iones
26.10.2016 02:16:27
Денис работает превосходно - материал супер-эксклюзивный, политические оценки очень корректные. Но я корректным не буду!

Рылся я как-то в архиве РГАЭ. Заглянул из любопытства в автопромовское дело 1956-го по серпуховским мотоколяскам. Среди переписок и отчетов - страничка из Литературной газеты, где отличный советский писатель Эммануил Казакевич, автор повестей Звезда и Синяя тетрадь, грамотно, со знанием дела разносит Серпуховский завод за машину для инвалидов С1Л. На том же газетном листе на обороте вижу письмо венгерского писателя про будапештские события, читаю.

Ох, что пишет современник-очевидец! Там выпустили из тюрем поганую уголовную мразоту и раздали этой гадине огнестрельное оружие! Вот вам и кровавый беспредел! Или такой факт. Приземляется самолет из Парижа. Половина фюзеляжа загружена продовольствием, половина - оружием. Киев весны 2014-го один-в-один!

Потому мое мнение однозначное. Американский и европейский империализм попробовал развалить становившееся на ноги Социалистическое содружество стран Народной демократии, устроив в одной из столиц кровавую бандитскую уголовную бойню. Там зверски убивали "коммунистов" и "чекистов", среди которых могли запросто оказаться просто нелюбимые соседи, соперники из-за женщин, владельцы дорогих домов и машин и вообще кто угодно.

И только своевременное, 100% необходимое вмешательство Советской армии, той, сильной Сталинской, живо помнившей войну армии, спасло Восточную Европу от зверства кровавой уголовщины. Без всякого сомнения, ПРАВИЛЬНО сделал Советский Союз, что ввел войска и раздавил преступную гадину, сильной стальной рукой доказав противнику из США, что подобные "сценарии" в братских странах Народной демократии не пройдут!

Доперестраивались господа-демократы? Убили Советскую власть! Вот теперь некому размазать по стенке всякие "майданы", "оранжевые революции", теперь уже в некогда второй республике Союза. И в бандитском беспределе, раздуваемом из-за океана, теперь уже тонет не Будапешт, а Донбасс. И подозреваю, что это - не конец. Про всякие Сирии-Ливии молчу - они далеко и нам совершенно чужие.
Денис Орлов
26.10.2016 12:56:43
Именно поэтому в таком деликатном вопросе я старался опираться на архивные материалы и задокументированные воспоминания участников событий, а не на статьи советского Агитпропа - чтобы избежать тенденциозной оценки. При этом для меня полной неожиданностью стал крайне взвешенный и лишённый ярлыков сюжет о венгерских событиях в такой махрово-пропагандистской передаче, как "Вести недели" с Евгением Киселёвым по России-1.
И тем более я удивился, когда венгры потащили на ковёр нашего посла из-за того, что какие-то официальные масс-медиа нашей страны якобы сравнили Венгерские события с "оранжевой революцией" и указали на руку Вашингтона. Бессмысленно искать справедливости в политике, но и не стоит призывать "давить преступную гадину" налево и направо.
Всё же, именно автомобили стали причиной, по какой я приступил к Венгерской теме.
ТИЗ
27.10.2016 00:43:39
Вот когда я написал про провокацию с дальним прицелом, я имел в виду именно это. Венгерские события в достаточной степени напугали Политбюро ЦК КПСС, которое достаточно резко реагировало с того момента на любые попытки недовольства действующей властью. Вспомнить хоть события в Новочеркасске - уверен, что не будь Будапешта, все было бы не так ужасно. А Прагу в 1968 году вообще умиротворяли Варшавским договором - кроме Советской Армии там точно были немецкие и польские подразделения, насчет других не знаю. В результате имеем неуверенность в собственной власти и собственном народе - раз, недовольство жителей соцстран и союзных республик - два. Вот в 1991 году нам, то есть Советскому Союзу, это все и аукнулось. Полагаю, если бы тот же Суслов изо всех сил гайки не закручивал по идеологии, не было бы ни "пятилетки похорон", ни разгула демократии при Горбачеве. Смена власти в стране была бы более рациональной и взвешенной, и Союз мы бы не потеряли.
ТИЗ
27.10.2016 00:53:41










А теперь вернемся к автомобилям. Вот я несколько неграмотно вставил подряд три картинки - наш БТР-152,
американский White M2A1 и немецкий Hanomag Kfz 251. Портретного сходства естественно нету, но общая
концепция видна совершенно отчетливо. Небольшие отличия в расположении бронелистов роли не играют,
а уж "передки" "наш" и американский вообще чуть не один в один. И при этом совершенно неважно, что находится в задней части корпуса -
один мост, два моста или полугусеничная тележка. так вот, немецкие работы в этой области начались позже американских,
янки уже в 1937 году сделали первые образцы таких машин. Поэтому я написал, что концепция бронекорпуса - американская, а не немецкая.
ТИЗ
27.10.2016 01:25:13
Теперь об ошиновке. Многажды повторенная мысль о том, что движение колес по одной колее снижает сопротивление качению - мысль верная, но отнюдь не единственно верная. Достаточно вспомнить Кара-кумский пробег и поведение автомобилей ГАЗ-А, два из которых были на обычной резине, а третий - на "сверхбаллонах". Последний показал вполне удовлетворительную проходимость, а первые - вовсе нет. Теперь обратимся к опыту Второй Мировой войны. Односкатную ошиновку массово использовали англичане, при этом шины имели увеличенный размер и устанавливались на грузовые автомобили колесной формулы 4х4 и 6х4. 6х6 я у англичан в войну не припомню, кроме пожалуй автомобилей АЕС. Берем американцев - и видим, что односкатная концепция трещит по швам: все (!) автомобили формулы 6х6 имели двускатную ошиновку. Таки американцы идиоты или таки концепция единой колеи не совсем верна? Причем янки до сих пор выпускают полноприводные грузовики с двускатной ошиновкой сзади, хотя и односкатную используют. А теперь обратимся к немецкой технике времен той же войны - и оказывается, что самый массовый трехосный полноприводный автомобиль, так называемый "Einheitsdiesel", который 7 фирм выпустили в количестве почти 12 тысяч единиц, имел односкатную ошиновку всех колес! Добавим сюда знаменитый "Bussing-Nag Sd. Kfz. 231" - первый в мире серийный бронеавтомобиль с колесной формулой 8х8 - и он тоже имел односкатную ошиновку всех колес. Вот именно это я и имел в виду, когда говорил о немецкой концепции односкатного полноприводного тяжелого автомобиля и бронеавтомобиля, каковым был БТР-152 в своей первой версии. А что касаемо ухудшения проходимости - хоть шины и были увеличены до размера 9,00-20" вместо штатных 8,25-20" от ЗиС-151, они все равно были недостаточны для такой техники, и неслучайно позже их заменили шинами увеличенного размера - вспомним ГАЗ-А на "сверхбаллонах". И подкачка шин тут уже особой роли не играла - и без нее проходимость БТР-152 на больших шинах значительно выросла.
Денис Орлов
29.10.2016 17:58:53
Ну что, Женя,
и я начну с политики.
Мне кажется, нельзя делать столь однозначные выводы, и вот почему. До Будапешта был Берлин-53 и Познань-56 - т.е., у Политбюро хватало случаев напугаться. А в Тбилиси в марте 1956-го погибло, по одной из оценок, 800 мирных граждан - не в пример больше, чем в 1962-м в Новочеркасске. И не одни только эти бунты вспыхивали в СССР. А выводов можно сделать столько, что мозги от них вскипают. Поэтому, как во французской кинокомедии про Обеликса и Астерикса, вместо сцен жестокости на этом месте я показываю отвлечённую картинку:

Денис Орлов
29.10.2016 19:51:25
С картинками, похоже, у меня не так удачно, как у TIZ.
Ну а теперь перейду к технике.
Сначала, Женя, ты пишешь:
А разработчики машины оказывается повторили не только американскую форму бронекорпуса, но и добавили типичную немецкую односкатную ошиновку, что вряд ли способствовало улучшению ходовых качеств автомобиля...
А через пост:
И при этом совершенно неважно, что находится в задней части корпуса -
один мост, два моста или полугусеничная тележка.

Таким образом, сам себе в некотором роде противоречишь. И если уж произнесено "односкатная ошиновка", то всё-таки напрашивается короткая ремарка о конструкции всех трёх машин. Само-собой, огромная разница в схемах трансмиссий и типе ходовой части. Но и - в конструкции бронекорпуса. И американская, и германская машина были рамными, корпус водружался сверху, а у БТР-152 корпус несущий, по-спортивному выражаясь, "монокок".
И тут ни в коем случае нельзя говорить "общая концепция".
Но что всё же было заимствовано? Отвечаю: рациональные углы наклона брони! Где у американца рациональные углы? Их нет! Это просто железный ящик на гусеницах, со стенками толщиной 6,3 мм (12,7 - в дверях). Всё по-американски технологично - даже ПТУшник нарежет и сварит такой корпус. А теперь посмотрим на "немца" (а, заодно, и на скошенные "скулы" капота и боковин ЗиС-152). В Германии из-за дефицита легирующих металлов существовали большие проблемы с бронестойкостью, их решали в том числе и с помощью рациональных углов наклона броневых листов. У машинки, которую привёл TIZ в качестве образца (в советской послевоенной литературе он проходил под условным названием "Ганомаг" ), толщина брони фронтальной проекции и бортов 14,5 мм, борта - 8 мм. Бронезащита БТР-152В - 14 - 4 мм.
В данном случае я лишь повторил то, что рассказал чрезвычайно щепетильный в выводах и дотошный инженер-историк Е.И.Прочко в подробнейшей статье о БТР-152 в журнале "Техника и Вооружение", №№ 3 и 4 за 1999 год:
"... В отличие от американских БТР, на которых мало применялся целесообразный наклон листов брони к вертикали в пользу лучшего использования площади корпуса и упрощения его изготовления, на ЗИС 100 внедрили весьма продуманный ломаный характер поверхности брони, в большинстве расположенной под углами 30 -45 к вертикали. В этом плане машина больше походила на обтекаемые конфигурации корпусов немецких БТР, где придавалось большое значение пулестойкости".
(ЗиС-100 - это обозначение бронекорпуса БТР-152).
Думаю, этот пункт дискуссии после Прочко можно закрыть.
Наконец, Женя, ты пишешь:
Добавим сюда знаменитый "Bussing-Nag Sd. Kfz. 231" - первый в мире серийный бронеавтомобиль с колесной формулой 8х8 - и он тоже имел односкатную ошиновку всех колес. Вот именно это я и имел в виду, когда говорил о немецкой концепции односкатного полноприводного тяжелого автомобиля и бронеавтомобиля, каковым был БТР-152 в своей первой версии.
8х8 - это специальное шасси, вправе ли мы сравнивать его с шасси 6х6 на основе обычного грузовика? Не уверен. Да, у немцев были односкатные "Крупп-Шнауцер" и "стандартизированный дизель". Но был и трёхоный двухскатный Krupp L3H, и Henschel Typ 33 - этих вообще 22 000 штук построили против 12 тысяч Einheitsdiesel !
Кстати, Прочко в упомянутой статье вспоминает, как упирались военные, очарованные проходимостью "Студебеккера", и как их было нелегко перекрестить в односкатную веру.
Теперь о самих шинах.
Решительно нельзя так говорить:
А что касаемо ухудшения проходимости - хоть шины и были увеличены до размера 9,00-20" вместо штатных 8,25-20" от ЗиС-151, они все равно были недостаточны для такой техники, и неслучайно позже их заменили шинами увеличенного размера - вспомним ГАЗ-А на "сверхбаллонах". И подкачка шин тут уже особой роли не играла - и без нее проходимость БТР-152 на больших шинах значительно выросла.
Во-первых, шины от ЗиС-150 9,00-20" были запланированы изначально, с учётом возросшей нагрузки.
Во-вторых, я против выражения "большие шины". Что значит - большие? Я уже писал, что наружный диаметр у 9,00-20" и у 12,00-18" был почти одинаковым, практически неотличим на взгляд: 1025 мм и 1084 мм. Да, 12,00-18" были заметно были шире. Если это имелось в виду под "большие", то просто мне непонятно. Хотя, думается, слова "большие" и "маленькие" у большинства читателей ассоциируются в первую очередь с диаметром.
В-третьих, о подкачке, которая "особую роль не играла".
Именно под подкачку и были спроектированы эти "большие" шины с увеличенной шириной профиля, уменьшенным внутренним давлением и пониженной жёсткостью каркаса.
Что давала подкачка, также вспоминал Е.И.Прочко в брошюре, посвящённой 100-летию В.А. Грачёва. На испытаниях по снежной целине БТР-152 с подкачкой обошёл танк Т-34. "Тридцатьчетвёрка" села, а колёсная машина прошла! Так что необходимость в подкачке очевидна.
S_Iones
30.10.2016 15:40:05
А мне тут подумалось не об особенностях машин, а о состоянии техники, которое мы видим на снимках. Это жесть! Заваруха и впрямь была кошмарная. Во что превратились танки, бронетранспортеры, грузовики? Что осталось от их экипажей? Причем все подбитые машины - советских марок и в большинстве принадлежавшие Советской армии. Думаю, подобных фотографий существует намного больше!

Агитпроп говоришь, Денис? Возможно! Только почему советскому агитпропу надо так решительно недоверять? Вдруг, иногда и агитпроп говорил правду? Версия с выпущенными из тюрем уголовниками, подчеркну, кажется мне очень похожей на правду. Во всяком случае, она рационально объясняет причину "безумия" и "помешательства", о которых вначале сказал Андрей.

Посмотрим еще раз с этой точки зрения. Тысячи честных работников милиции или полиции (как она там у них называлась?) годами не спали ночей, рисковали собственной жизнью, собирали доказательства, чтобы отловить и изолировать этих опасных для общества личностей. И вдруг приходят некие "деятели", которые не просто выпускают на волю грабителей, убийц, бандитов, но и раздают им оружие!

Что делать в такой ситуации простым людям - подумать страшно. Особенно женщинам, когда кругом - вооруженные насильники. И очень легко понять ВОТ ЭТУ девочку с ППШ - она взяла в руки автомат, чтобы не достаться уголовникам!

Советскую армию в Будапеште встретил жестокий и хорошо вооруженный противник - снимки не дают соврать. Так что призывал я "давить преступную гадину" не "налево и направо", а опираясь на конкретную версию и очевидные последствия, которые мы видим на ВОТ ЭТИХ фотодокументах.

PS. Полностью согласен с Денисом, что наш БТР и американская машина в посте Евгения ни имеют ничего общего. Зисовцы сделали броню с очень рациональными углами наклона, даже лобовые стекла с щитками под углом друг к другу! А у американцев и впрямь ящик и не более. Кстати, все три машины можно осмотреть живьем в одном и том же ангаре в Черноголовке.
Денис Орлов
30.10.2016 17:35:31
Сергей,
у меня масса причин скептически относиться к Агитпропу, как к советскому, так и нынешнему :)
По поводу уголовников - есть даже количество освобождённых из тюрем. Но произошло это уже после 29 октября, после того как Надь взял руководство страной и запретил госбезопасность. Всё есть - информации куча, фоток - тоже! Нет никакого смысла опираться на статьи в каких-то советских газетах.
По поводу хорошо вооружённого и организованного противника я бы не стал утверждать. Некоторые из этих вооружённых отрядов воевали даже друг с другом! Вооружение - времён WW2. Танки на многочисленных фотографиях не все наши, но и (в основном Т-34-85) венгерского полковника Мелетера, ставшего затем главнокомандующим (дожил до второго нашего вступления в Будапешт). Последствия городских боёв везде примерно одинаковы, преимущество в современной технике сведено к минимуму, этому подтверждение и бои в Берлине, и бои в Грозном.
ТИЗ
30.10.2016 22:13:24
Денис, я говорю именно об «общей концепции», «конструкция» тут не при чем совершенно. Наша «Эмка» ГАЗ-М1 имела раму, а «Citroёn Traction Avant» – несущий кузов, при этом оба автомобиля соответствуют определению «двухобъемный четырехдверный седан». Так и в случае с бронетранспортерами – и наши машины, и американские, и немецкие, все, о которых идет речь, можно определить как «двухобъемный бронированный корпус с открытым верхом, предназначенный для перевозки личного состава в условиях реального боестолкновения с противником». Несущий он или нет, два моста, три или полугусеничная тележка сзади – роли не играет. Пока не появилась бронированная крыша над отсеком для бойцов, пока не появилась поворотная бронированная башенка для пулемета – это все машины одного типа. Точно так же, как «Тигр» и ИС-2, при всей разнице конструкции – тяжелые танки, а «Пантера» и Т-34, опять же при всей разнице конструкции – танки средние.

Но вернемся к нашей теме. Вот изображение «M2А1 Scout Car» разработки компании «White», это 1937 год. Именно на базе этой машины путем замены заднего моста на гусеничную тележку и был в том же самом году сделан полугусеничный вариант, серийный образец которого я показал в предыдущем сообщении. Концепция машины видна абсолютно четко, а форму бронекорпуса, конструкцию шасси, варианты привода можно было менять до бесконечности. Эта же самая машина, кстати сказать, стала отправной точкой для создания БТР-40, хотя в «конструкции» можно найти множество отличий, но «концепция» та же самая. И кстати, я ничего не писал о "заимствовании конструкции", не надо за меня домысливать пожалуйста.


ТИЗ
30.10.2016 22:31:36
Денис, ты пишешь вот это: "8х8 - это специальное шасси, вправе ли мы сравнивать его с шасси 6х6 на основе обычного грузовика? Не уверен. Да, у немцев были односкатные "Крупп-Шнауцер" и "стандартизированный дизель". Но был и трёхоный двухскатный Krupp L3H, и Henschel Typ 33 - этих вообще 22 000 штук построили против 12 тысяч Einheitsdiesel ! "

Имею возразить. Во-первых, "Einheitsdiesel" - это тоже специальное шасси, других таких не было. В данном случае нет разницы ни в подвеске, ни в назначении. Важно, что оба полноприводных шасси, 6х6 и 8х8, немецкие конструкторы оснастили односкатными колесами. Поскольку все эти вещи согласовывались, имеет место быть определенная техническая политика, предписавшая определенную техническую концепцию. А во-вторых, и "Krupp L3H", и "Henschel Typ 33 ", и тот же "Krupp-Schnauzer" имели колесную формулу 6х4 и тут вообще не при делах. Я говорил о немецкой концепции односкатной ошиновки полноприводных многоосных (с числом осей три и более) машин, поскольку БТР-152 - это полноприводная многоосная машина. И опять же, конструкция тут не при чем.
ТИЗ
30.10.2016 22:41:29
И наконец о шинах. Появившийся примерно в то же время БТР-40 был оснащен шинами размера 10"-18 при том, что машина была гораздо легче. В результате пятно контакта было значительно больше, чем у односкатного варианта БТР-152. Если бы аналогичные шины большой ширины изначально ставились на 152-й, его проходимость была бы лучше и даже без подкачки просто за счет меньшего удельного давления.
ТИЗ
30.10.2016 22:47:45
А что касаемо хорошо вооруженного и организованного противника - так вот школьный друг бати моего, покойный к сожалению дядя Юра Дадашев, сразу после школы был призван в армию, в реактивную артиллерию, и участвовал в венгерских событиях. Так вот, он рассказывал, что их колонну атаковали еще на марше. А поскольку до хрущевского сокращения армии было еще далеко, то командир части, фронтовик, естественно, скомандовал расчехлить пару установок, которые дали залп в сторону обстрела и сравняли с землей и хутор с постройками, откуда по колонне стреляли, и все, что рядом росло и колосилось. А ранили дядю Юру уже позже, непосредственно под Будапештом. Медаль, кстати, ему вручили, а вот считался ли он участником боевых действий, я увы не знаю, а спросить уже не у кого...
А-К
30.10.2016 23:27:06
Я в самом начале обсуждения обозначил своё мнение по поводу данного поста: Автор копнул глубоко! Вынутый исторический грунт он просеял на частом сите критического анализа, отобрал зерна истины и отбросил пустые конъюнктурные плевелы.
Так давайте же будем последовательными!
Что это такое: «у меня масса причин скептически относиться к Агитпропу, как к советскому, так и нынешнему» (конец цитаты)
Ну, что же Вы, Уважаемый Автор, скатываетесь на гнилые позиции своих идеологических антиподов? Ведь именно им были свойственны гвоздящие оппонентов «доводы» :
- … как всем известно…
- … не вызывает сомнений утверждение…
- … двух мнений быть не может…
- … любому здравомыслящему гражданину понятно…
Ну, и так далее…
Если у Вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО накопилась МАССА ПРИЧИН не верить советскому и российскому Агитпрому – приведите хотя бы пару КОНКРЕТНЫХ примеров. Хорошо бы – из собственного опыта, а не из гомогенно пережеванного гуано Интернета.
Ну, ладно. Воспитательный процесс считаю законченным…
По сути.
Мин Херц Геноссе Ионес усомнился в нейтралитете Западных Сил при Будапештской Смуте. Полностью с ним согласен: какой мог быть нейтралитет в 1956-м году, когда шла как прямая, так и скрытая борьба за сферы влияния в Европе?!
Разве представленные Уважаемым Автором фото оставляют какие-то сомнения? Американский флаг на капотах Виллисов и Шевроле воспринимался повстанцами как защитная индульгенция. Янки – наши Защитники и Хозяева. Рашки – наши Враги и Оккупанты. При этом остается за скобками исторический факт: венгерские войска воевали против СССР (правда – хреново. Особенно – под Сталинградом…).
А еще, к сожалению, в историческом эссе Уважаемого Автора не отражен побудительный мотив Большого Венгерского Бардака. Был же он до обидного простой…
Венгрия, как союзник Германии по WW2, платила CCCР, ЧССР и Югославии репарации, составлявшие до 25% нац.продукта!!!
Таки плохо? Таки да... Реальные доходы населения снизились на треть.
Ну, звиняйте, дядьку: война – это война! Проиграл – раскошеливайся.
Вот это и стало истинной причиной «кухонного протеста», который перерос сначала в студенческие волнения, а потом (после чьего-то прицельного «волшебного пенделя»!) – в разгул уличного беспредела. В котором горели наши танки и БТРы, погибали кровавые ГэБэшники в желтых ботинках, и ни в чем не повинные законопослушные граждане-венгерцы…
Несколько лет назад я работал с Анатолием Тимофеевичем Фоменко, автором концепции «Новой Хронологии». Кто в курсе – тот поймет, о чем это я…
А.Т. Фоменко сказал мне в камеру замечательную фразу:
«История – это не наука. История – это социально-заказной продукт».
На том и закончим…
С уважением, Андрей Крюковский

Денис Орлов
31.10.2016 00:21:57
ТИЗу:
Женя, ты можешь объяснить, где заканчивается "концепция" и начинается "конструкция"?
«двухобъемный бронированный корпус с открытым верхом, предназначенный для перевозки личного состава в условиях реального боестолкновения с противником» - это что, концепция? Если, как ты пишешь, в этом разницы нет между нашими, немецкими и американскими машинами, и если не важно, два моста сзади, три или гусеничная тележка, то что вообще служит предметом обсуждения?

У большинства грузовиков той поры спереди был капот, затем кабина и место под груз. И если это защитить бронёй, у всех получится именно так, как ты описал. Кстати, первые бронетранспортёры применили англичане в Ирландии в 1921 году. Так мы договоримся до того, что и у этих машин с БТР-152 - общая концепция?
Теперь, односкатная ошиновка и полный привод - это концепция или всё же конструкция? Ты то предлагаешь не придавать значения тому, что у БТР сзади, то сам конкретизируешь: односкатные, полноприводные многоосные. Я - не против.
Но, поскольку на мой взгляд это относится к конструкции, я сам - ничего за тобою не домысливая, заметь! - перевёл разговор в предметную плоскость, на заимствования. Мне это показалось логичным, поскольку эволюция в технике опирается на опыт предшественников, а не на умозрительные концепции.
Броневик Buessing-NAG 8х8 я не стал бы приводить в качестве довода по нескольким причинам. Прежде всего, это действительно специальное шасси (под этим я имел в виду не то что "других таких не было", а то, что оно разрабатывалось специально под броневик). А Einheitsdiesel, при всей оригинальности, конструировался как грузовой автомобиль.
И, между прочим, Buessing-NAG не первый броник 8х8. Завод Austro-Daimler в 1935 году разработал 8х8 броневик ADGZ, построили 27 машин. У него, что любопытно, колёса средних осей имели сдвоенные шины!
Но коли ты захватываешь не только 6х6, но и 8х8, то почему не взять заодно и 4х4? Это было бы логично, не так ли? И тогда на сцену сразу выходит Opel Blitz 3.6-6700A (25 000 штук), и другие германские грузовики с литерой "А" - Allrad-Antrieb. И у большинства из них - спаренные задние шины!
Про БТР-40. Допускаю, что у команды конструктора Владимира Алексеевича Дедкова имелись веские соображения оснастить автомобиль шинами 10,00-18" - хотя бы отсутствие системы регулирования давления воздуха в шинах.
Денис Орлов
31.10.2016 00:41:27
И опять о политике.
Женя, ты привёл всего лишь одни воспоминания и хочешь, чтобы на их основании я сделал вывод об организованном и хорошо вооружённом противнике. Но не уточняешь, в частности, в какой именно заход советских войск произошёл этот случай, в первый или во второй? Не говоришь, из какого оружия по нам стреляли. Не называешь количества нападавших.
А я оперировал целым рядом документов, в том числе толстенным отчётом комиссии ООН, где события расписаны чуть ли не поминутно. И как, скажи, в организованное и хорошо вооружённое сопротивление вписать факт братания венгров с нашими солдатами, когда мы их на танках и бронетранспортёрах катали 25 октября? (А в этот момент другие венгры в соседнем квартале города жгли наших артиллеристов и тыловые подразделения.)
Андрей,
я не хочу приводить примеры моего недоверия Агитпропу по одной причине - их столько, что разговор уйдёт в сторону. Но вот, скажем, связывать американские флаги на капотах с ЦРУ-шной поддержкой восстания неверно. Флаги - не символ поддержки. И флаги были не только американские. Флагами себя маркировали сотрудники многих посольств, журналисты, Красный Крест и другие - понятно, чтобы по ним не стреляли. Это общемировая практика.
А что касаемо нейтралитета, то - исходя из тех документов, что я видел - он имел место! Как имела место и операция ЦРУ "Фокус" - об этом я тоже написал. Не надо искать призраков там, где их нет. "Прицельный пендель" отвесил сам Имре Надь 29 октября 1956 года, потребовав у СССР отвести войска и одновременно распустив собственное ГБ. Это был завершающий шаг в цепи непоследовательных действий, в итоге приведших к гражданской войне.
С приведённой тобой причиной, как ты пишешь, "общевенгерского бардака", я согласен. Но только как с одной из.
ТИЗ
31.10.2016 01:13:17
Денис, концепция заканчивается именно там, где начинается конструкция. "Москвич-2141" и ВАЗ-2109 концептуально одинаковы - переднеприводный пятидверный хэтчбек, но конструкция как минимум силового агрегата у них различная, не говоря уже о всяческих мелочах. Предметом же обсуждения служит мое мнение о том, что БТР-152 создан по американской концепции, с учетом ее переосмысления по итогам минувшей войны. Американской, а не немецкой, поскольку американские машины появились раньше. По поводу ирландского бронеавтомобиля - а я его не видел и не могу точно ответить, но вот до "Уайтов" и аналогичных им "Интернейшнэлов" машины типа скаут строили последовательно фирмы "Индиана", "Корбитт" и "Мармон-Херрингтон". Пропорции бронекорпусов были схожими, хотя детали конструкции другие. Идея была американская, ее подхватили немцы, а затем уже и мы, переосмыслив, повторяю. Что касаемо немцев - они не стеснялись учиться у противника. Так, знаменитые мотоциклы с приводом на колесо коляски, выпускавшиеся на заводах БМВ и "Цюндапп", стали итогом изучения и осмысления использования французских и бельгийских мотоциклов аналогичной КОНЦЕПЦИИ - тяжелый мотоцикл с приводом на колесо коляски, хотя КОНСТРУКЦИЯ была иная, вплоть до двухтактного двухцилиндрового мотора на "Жилле Эршталь", чего немцы принципиально копировать не стали.
Сочетание односкатной ошиновки и полного привода 6х6 и 8х8 при использовании колес с универсальной шоссейной резиной - это концепция. Конструкция и исполнение могли быть разными. Кстати, я немного погорячился, назвав эту концепцию немецкой. Такую технику выпускали до того французские фирмы "Латиль" и "Лаффли", а также чехословацкая "Шкода", просто "Айнхайтсдизель" из них всех самый известный и первым пришел на память.
А что касаемо грузовиков 4х4 с двускатной ошиновкой заднего моста - не буду приводить всех названий фирм-производителей, их слишком много, но если ты внимательно изучишь вопрос, то убедишься, что немецкие и американские автомобили той формулы в массе своей имели двускатную ошиновку, в то время как английские и канадские - односкатную. Концепция, однако...
Кстати, здесь же, на сайте, обнаружил интересное фото. Ничего не напоминает?
ТИЗ
31.10.2016 01:18:31
По поводу политики - я ничего не хочу. Просто вспомнил один давний разговор с батиным однокашником и привел его тут, потому что такие вещи не держатся в памяти постоянно. Этого человека уже нет и он ничего уже не расскажет. Когда я помру рано или поздно, я тоже уже никому ничего не расскажу. А так, если кто-то кроме нас с тобой это прочитает, то будет знать, может еще кому расскажет, так глядишь и сохранится кусочек истории. А как к этому относиться, каждый решает сам для себя...
А-К
31.10.2016 03:13:36
Уважаемому Автору.
Ваш уход от обсуждения мотивации неприязни к АГИТПРОМУ - классический пример формального обращения к "общему месту". Сиречь – риторическое использование устойчивых образов и мотивов, не требующих (как бы!) подтверждения и доказательств. По сути – банальный журналистский приём, отрицающий доказательную базу в угоду привычным для публики штампам.
Получил? Распишись в получении… :))))))))
Далее…
Агитпром – табельное оружие любого уважающего себя Режима, заботящегося о суверенитете, независимости и могуществе обслуживаемой им Державы.
Плохой ли Державы или хорошей, "красной" или "белой" - в данном случае не имеет значения.
Антоним Державе – Банановая Республика: марионетка, зависимая от прихоти и настроения Большого Сюзерена. Без вариантов.
Так что… "каждый выбирает по себе".
Что касается роли Советского Агитпрома в Будапештской Смуте – она была непозволительно пассивной. Там реально было что показать и рассказать советскому народу, который, по сути, ничего не знал про Венгерскую Резню.
А если бы узнал – то в Угорщину пошли бы самостийные отряды добровольцев – душить фашистскую мразь. После окончания ВОВ лишь десять лет прошло, так что ещё кипело и бурлило в груди у недавних фронтовиков.
Теперь - из личного.
Свое восхождение к знаниям я начал в школе №56 по адресу Кутузовский пр., дом 22.
В связи с близостью жилых домов Дипкорпуса, в нашем классе на общих основаниях учились:
- двое ГэДэЭровских ребят;
- болгарин;
- японочка;
- монгол;
- индус;
- и двое венгров.
С одним из них, по фамилии Дъёрдь, мы подружились. Он много времени проводил у меня дома, мы вместе играли, нас кормили обедом…
Когда его семья собралась уезжать из СССР, прощаться пришел папа - Дъёрдь: здоровенный медведеподобный дядька, сотрудник аппарата СЭВ. Принес какие-то мелкие подарочки, а взамен получил от меня модельку "Баркаса" в масштабе Н0 /1:87.
Она просто растворилась в его огромной ладони.
Я запомнил (хотя, конечно, тогда не понял) его слова, сказанные моим родителям:
"Вы нам тогда сильно помогли. Если кто-то будет дальше говорить по-другому – это не будет правда".
Ну, вот…
Прошло каких-то 50 лет – и правда стала совсем другой…

Денис Орлов
31.10.2016 18:13:56
Подтверждается моя гипотеза о том, что после 20-го поста дискуссия на форуме увиливает с заданной темы в неизведанные дебри.
Вот уже и экспериментальные машины пошли в качестве довода - прототип T230 Fargo 6x6, построенный в 1942 году на шасси трёхосного полноприводного грузовика Dodge WC62 (с односкатной, кстати, ошиновкой!). Мало ли было экспериментов!
Всем, кстати, настоятельно рекомендую посетить WarWheels.net - подробнейший ресурс о колёсной бронетехнике, и один из старейших в Сети, ему лет десять.
Вопрос, как я понимаю, всё равно стоит, кто первый? Чья концепция, у кого заимствовали? Сами ездили в войну на американских брониках, но корпус почему-то сделали с приглядкой на немецкие. Между прочим, усовершенствованный германский броневик Buessing-NAG 8х8, известный как "Пума", был уже с несущим корпусом - не наводит на параллели с БТР-152? Именно поэтому вместо абстрактной "концепции" лучше обсуждать конкретную конструкцию, сиречь - строение, устройство.
О приоритете в области бронетранспортёров.
В Германии в 1939 году Sd.Kfz 251 уже состояли на вооружении моторизованных дивизий. Нетрудно понять, что конструирование, испытания, доводка и принятие на вооружении заняло какое-то время. Целенаправленно этой техникой занималось несколько компаний с 1935 года - отсюда и столь впечатляющий результат.
В США БТР М2 был стандартизован только в 1940 году, а на вооружение принят в 1941-м. Да, экспериментов было немало во многих странах - и по типу привода, и по бронированию, и по ходовой части. Но важен конечный результат. А он, подтверждённый боевым применением, первым появился всё же у немцев.
Денис Орлов
31.10.2016 18:31:16
Крюковскому:
АвтоПРОМ, но АгитПРОП ! Оговорка в тему)) Агитпроп, как явствует из "Википедии", "сокращение от слов агитация и пропаганда) — обиходное название Отдела пропаганды и агитации при ЦК КПСС (ранее ЦК ВКП(б)) и местных комитетах КПСС в СССР в разное время".
Андрей призывал не увиливать от конкретики. Мне совсем не хочется, но - изволь:
Самый наглядный пример лживости советской пропаганды - миф о 28 героях-панфиловцах. Я не против державы и её властных институтов (или, если нравится, - инструментов или табельного оружия). Если они эффективны, конечно. А сидеть в 30 км от фронта и строчить заметки в "Красную Звезду", как это делал А.Ю.Кривицкий, - это не дело.
А Агитпропом нынешним старый миф доведён до абсурда, когда истинность существования 28 героев-панфиловцев подтверждают... проводя параллели с совсем уже мифическими 300-ми спартанцами! Этим историкам только Вашингтон смешить, с его баснями о Человеке-Пауке и Микки-Маусе!
Увы, сегодняшняя пропаганда очень часто превращается в пиар отдельных начальников. Чтобы меня опять не обвинили в уклонении от конкретики - пример. Глубокоуважаемый и страстно почитаемый мною уроженец села Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области мэр Москвы Сергей Семёнович Собянин.
ТИЗ
31.10.2016 23:59:57
Денис, экспериментальный "Фарго" приведен не в качестве довода, а в качестве иллюстрации того простого факта, что эксперименты с подобным бронекорпусом и разными конструкциями ходовой части продолжались и после принятия на вооружение бронеавтомобилей "Уайт". Далее, я вовсе не писал, что "корпус сделали с приглядкой на немецкие". Как раз моя мысль в том, что форму бронекорпуса выбирали по аналогии с американскими машинами, тем более что те работы начались раньше. Здесь сразу скажу, что конечный результат не обсуждается, и не важно, кто раньше поставил такие машины на вооружение. Чисто по аналогии, массированное применение немцами воздушных десантов в Норвегии, Греции и на Крите в 1940 году вовсе не отменяет приоритета Красной Армии, выбросившей массовый воздушный десант впервые на маневрах под Киевом в 1935 году. А упоминание "Пумы" в качестве аргумента того, что эту машину использовали как один из отправных пунктов при проектировании вообще меня в восторг привело - ты ж сам выше упирался и доказывал, что она не имеет никакого отношения к теме, это ж, дескать, спецшасси. А "обсуждать конкретную конструкцию, сиречь - строение, устройство" в данном случае бессмысленно - конструкция как раз разная у все этих машин, и объединяет их именно "концепция", и вовсе не абстрактная, а воплощенная в металле. Как это у Шекспира - "Я дух, но воплощенный в грубом теле..."
Денис Орлов
01.11.2016 00:58:34
Так всё-таки - "форма бронекорпуса"? А не концепция бронетранспортёра?
"Пуму" я привел в ответ на "Фарго". Разумеется, нет смысла обсуждать шасси - я с самого начала стою на том, что выбор ходовой части для БТР-152 был вполне самостоятельным, основанном на боевом применении разных схем, на испытаниях в НИИИ-38 в Кубинке. Немцев, американцев, других - всех вместе. И, кстати, еще и испытаниях НАТИшного "Студебеккера", переведенного на односкатную ошиновку с одинаковой колеёй.
Женя, я же привёл в пример английские бронетранспортёры 1921 года - их было немало, их строили серийно. Что же ты так схватился за американский М2 - он совсем не первенец по части концепции.
Между прочим, "рациональные углы наклона брони" - тоже тянет на концепцию, следуя твоей логике. Я, правда, отношу это к конструкции, но ради выхода из затянувшегося спора готов отступить. Пусть будет концепция. Эти самые углы - принципиальная вещь, отличающая наш БТР-152 от американских "полугусей". И - роднящая его с германскими.
А конструкцию я призываю обсуждать потому, что именно она служит предметом заимствования. Из голой концепции бронекорпус не сваришь :)
ТИЗ
01.11.2016 01:13:58
В данном случае "форма бронекорпуса" и "концепция бронетранспортера" и являлись предметами выбора. Да, полного сходства нет, но та "печка", от которой плясали, была американской - я так думаю, я так и написал. По поводу М2 - я ж написал, что такие машины американцы строили и раньше, начиная с "Индианы", фото их есть. Постепенно форма менялась, но принцип остался тот же. Английские бронетранспортеры не знаю, возможно они такие же, но ты уверен что они были перед глазами отечественных конструкторов, когда разрабатывались наши машины? А американская техника была, опыт ее эксплуатации был, и именно эти машины стали отправной точкой для работы, а вовсе не английская техника начала 20-х годов. Рациональные углы наклона брони - это конкретика отдельно взятых конструкций, речь не об этом, как и не о заимствовании узлов, агрегатов, схем и реальных решений. Тем более, что ничего общего я лично не вижу - наш бронекорпус от немецкого отличается очень сильно именно по углам установки бронелистов, я же с этим не спорю. Я высказал свое мнение, ты пытаешься его опровергнуть - это нормально. Но что взамен? За основу взят немецкий бронекорпус? Сильно сомневаюсь? А односкатная ошиновка - почти стандартной резиной - зисовское оригинальное решение, так что ли?
Денис Орлов
01.11.2016 12:01:34
Женя,
так не только я опровергаю, но и светлой памяти Евгений Игнатьевич Прочко - зисовец, историк, на редкость дотошный и придирчивый к фактам и выводам человек.
ТИЗ
02.11.2016 00:32:00
Не, он как раз не опровергает, в той цитате что ты привел говорится о разработке бронекорпуса, а от чего отталкивались - вопрос открытый. А вообще Игнатьич был человек дотошный, но, как правильно говорят помнящие его люди, слегка академичный. Я ж помню, как он неоднократно превозносил "Пантеру" считая ее лучшим танком Второй мировой войны, а на самом деле это не совсем так, хотя по многим параметрам танк был отличный. Но не будем удаляться от темы еще и в танки. Остановимся на том, что каждый остался при своем мнении, а читатели наши пусть для себя сами решат, откуда тут ноги растут...
Киреев
29.11.2016 23:37:24
Эх... а самый интересный снимок с командирским Доджем собранном на ЗИСе с советским кузовом собственной разработки никто и не заметил !!!
ТИЗ
30.11.2016 17:55:40
Абижаишь, но я как-то тему сразу увел в другую сторону. То, что кузов какой-то несообразный, я сразу увидел, но не понял, как это такое, решил что не все знаю, а дураком выглядеть не хотелось... Но, похоже, получилось!
Денис Орлов
30.11.2016 20:54:53
Заметили, но тактично промолчали :) Друзья, это, может вовсе и не советский кузов, а венгерский, установленный в ходе капремонта. Вот из того же замечательного архива Fortepan.hu ещё ссылки по теме.

http://www.fortepan.hu/_photo/display/91551.jpg

и вот ещё:


http://www.fortepan.hu/_photo/display/91359.jpg
ТИЗ
30.11.2016 21:31:30
Вполне возможно. Вообще, послевоенная судьба техники ленд-лиза - тема вообще не копанная. А его много тут оставалось, то, что весь сдали американцам в металлолом - вряд ли верно. И в то. что их прессовали прямо в порту и выкидывали в море, тоже верится с трудом... Но это отдельная тема для дискуссии.
Денис Орлов
30.11.2016 21:38:53
Вот, для будущей отдельной темы - увеличенная и слегка почищенная картинка:
ТИЗ
30.11.2016 23:32:14
Не видно...
Денис Орлов
01.12.2016 12:53:54
Вот ведь... Женя, у меня на компе всё в порядке. Сейчас отправлю фотографию модератору с просьбой разместить.
orlov
01.12.2016 13:33:16
ТИЗ
01.12.2016 14:26:51
А, ну я так и думал, вряд ли это собственный зисовский кузов, больше похоже на обычный командирский вариант с двумя рядами сидений, только у него расширили входные проемы и сделали двери прямоугольной формы со стеклами, ну для нашего климата это нормально, в Венгрии гораздо теплее. Я думаю, это ремзавод, который обслуживал и венгерские части, и наши, в 50-е годы ленд-лизовской техники в войсках еще хватало.
Киреев
04.12.2016 03:31:48
Да, не ЗИС! Сейчас внимательно изучил чертежи всех трёх ЗиСовских вариантов Командирских Доджей. Не он. Концепция та же, очень похож, но отличия во всех деталях.
Денис Орлов
04.12.2016 19:31:01
Как справедливо заметил Женя, послевоенная судьба ленд-лизовской техники - отдельная тема. Взять хотя бы историю "Ля Тортуга" - помните такую книжку?
Или вот переделка американских авиационных техников в Великобритании:


Это джип, если кто не понял :)

#00264013784871
ТИЗ
04.12.2016 22:23:55
Эка их командование распустило-то... Такой агрегат за пол-дня не сделать, работали долго и вдумчиво. Очевидно, уже после окончания боевых действий...
Денис Орлов
05.12.2016 22:30:54
Это сделали ремонтники из 8-й воздушной армии США, квартировавшей в Великобритании:

https://en.wikipedia.org/wiki/Eighth_Air_Force#World_War_II_.281944.E2.80.931945.29

Время постройки установить можно лишь приблизительно. Одной из первых об этом автомобиле написала газета Alton Evening Telegraph, выходившая в городе Элтон, штат Иллинойс, 27 января 1945 года.


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

об авторе
Денис Орлов
Автомобильный критик

В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.

популярное