Блокнот
10.04.2017
Неделя Volvo на «Олдтаймер-Галерее». То, что вы не знали о шведской марке, но очень хотели узнать. Право на имя
Первый серийный Volvo выехал из ворот цеха в чистый четверг 14 апреля 1927 года, в 10 утра с минутами. За рулём сидел коммерческий директор Хилмер Йоханссон. Это событие шведская компания отмечает как день своего рождения. Первой модели Volvo присвоили аббревиатуру ÖV4, что означало Öppen Vagn 4 cylindrar, «открытый автомобиль, четырёхцилиндровый».
Часто первый Volvo зовут и "Якобом". Якобы "Якоб", поскольку первые прототипы построили ещё годом раньше, в день Святого Якоба. Этот праздник, приходящийся на время летнего солнцестояние, известен также как Иванов день, Иван Купала, Янов день, рождество Иоанна Предтечи, день Иоанна Крестителя, Midsummer Eve и т.д. Шведы празднуют его в пятницу между 19-м и 25-м июня (а не 25 июля, как написано в статье о Volvo в "Википедии"!). В 1926 году праздник выпал как раз на 25-е.
На самом деле, "Якобом" назвали только один из прототипов, чёрного цвета, - его, по всей видимости, закончили в пятницу 25 июня. Всего же прототипов было десять, строили их один за другим, и каждому давали имя. Известно, например, что автомобиль цвета морской волны нарекли "Русалкой", а единственный из прототипов, получивший закрытый кузов - "Далекарлийским сундуком" (Dalakofferten). Это - шведский юмор, намёк на художника-почвенника Хельмера Мас-Олле, создававшего дизайн прототипов. Живописец был родом из провинции Даларна (Далекарлия). Впрочем, впоследствии от авторства закрытого кузова Мас-Олле открещивался - таким уродливым он вышел.
Мас-Олле находился под влиянием французских художественных течений - импрессионизма, "Ар-Деко". И неслучайно в качестве прообраза для первого Volvo выбрал Voisin - очень, надо сказать, модную у богатых шведов марку. (То, что следует ориентироваться именно на состоятельного клиента, создатели компании Volvo Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон определили с самого начала). В стране, где на звук редкого автомобиля сбегались детишки, "вуазенами" владели видные личности - барон Норденфальк, архитектор Ридберг, доктор Эккерман. На Voisin C5 с кузовом парижской мастерской Belvalette известный в стране спортсмен Франк Далин путешествовал по миру. Он доехал до Голливуда, чтобы повидаться с самой знаменитой шведкой, божественной Гретой Гарбо. Удалось лишь сфотографироваться с Фрэдом Ниббло, режиссёром Гарбо.
Художник Мас-Олле, разумеется, всё это учёл. К тому же конструктивистская простота линий "Вуазена" импонировала шведскому мировосприятию. В качестве эмблемы марки Мас-Олле выбрал древний знак железа, что указывало на высокое качество стали, из которой делался автомобиль. Это также знак бога Марса. Отсыл к античности присущ стилю "Ар-деко".
На радиаторах прототипов размещался только этот знак. Никакой марки Volvo! Права на её использование ещё не были получены от завода подшипников Svenska Kullagerfabriken AB (SKF). Марку Volvo придумали в 1915 году именно для подшипников - и понятно, почему. В переводе с латыни это значит "Я качусь!". Но текстильная мануфактура Gamlestadens Fabriker (на её деньги в 1907 году и был создан завод SKF) в 1919 году отказалась от марки Volvo, при этом сохранив все права на неё. Директору по продажам SKF Ассару Габриэльссону предстояло не только уговорить правление SKF финансировать производство автомобилей, но и уломать боссов Gamlestadens Fabriker отдать ненужную марку. Возможно, именно поэтому каждый из прототипов получил своё имя! А решение правления SKF всё же заняться автомобилями стал хорошим подарком заводу подшипников к его 20-летию.
Часто первый Volvo зовут и "Якобом". Якобы "Якоб", поскольку первые прототипы построили ещё годом раньше, в день Святого Якоба. Этот праздник, приходящийся на время летнего солнцестояние, известен также как Иванов день, Иван Купала, Янов день, рождество Иоанна Предтечи, день Иоанна Крестителя, Midsummer Eve и т.д. Шведы празднуют его в пятницу между 19-м и 25-м июня (а не 25 июля, как написано в статье о Volvo в "Википедии"!). В 1926 году праздник выпал как раз на 25-е.
На самом деле, "Якобом" назвали только один из прототипов, чёрного цвета, - его, по всей видимости, закончили в пятницу 25 июня. Всего же прототипов было десять, строили их один за другим, и каждому давали имя. Известно, например, что автомобиль цвета морской волны нарекли "Русалкой", а единственный из прототипов, получивший закрытый кузов - "Далекарлийским сундуком" (Dalakofferten). Это - шведский юмор, намёк на художника-почвенника Хельмера Мас-Олле, создававшего дизайн прототипов. Живописец был родом из провинции Даларна (Далекарлия). Впрочем, впоследствии от авторства закрытого кузова Мас-Олле открещивался - таким уродливым он вышел.
Мас-Олле находился под влиянием французских художественных течений - импрессионизма, "Ар-Деко". И неслучайно в качестве прообраза для первого Volvo выбрал Voisin - очень, надо сказать, модную у богатых шведов марку. (То, что следует ориентироваться именно на состоятельного клиента, создатели компании Volvo Ассар Габриэльссон и Густав Ларссон определили с самого начала). В стране, где на звук редкого автомобиля сбегались детишки, "вуазенами" владели видные личности - барон Норденфальк, архитектор Ридберг, доктор Эккерман. На Voisin C5 с кузовом парижской мастерской Belvalette известный в стране спортсмен Франк Далин путешествовал по миру. Он доехал до Голливуда, чтобы повидаться с самой знаменитой шведкой, божественной Гретой Гарбо. Удалось лишь сфотографироваться с Фрэдом Ниббло, режиссёром Гарбо.
Художник Мас-Олле, разумеется, всё это учёл. К тому же конструктивистская простота линий "Вуазена" импонировала шведскому мировосприятию. В качестве эмблемы марки Мас-Олле выбрал древний знак железа, что указывало на высокое качество стали, из которой делался автомобиль. Это также знак бога Марса. Отсыл к античности присущ стилю "Ар-деко".
На радиаторах прототипов размещался только этот знак. Никакой марки Volvo! Права на её использование ещё не были получены от завода подшипников Svenska Kullagerfabriken AB (SKF). Марку Volvo придумали в 1915 году именно для подшипников - и понятно, почему. В переводе с латыни это значит "Я качусь!". Но текстильная мануфактура Gamlestadens Fabriker (на её деньги в 1907 году и был создан завод SKF) в 1919 году отказалась от марки Volvo, при этом сохранив все права на неё. Директору по продажам SKF Ассару Габриэльссону предстояло не только уговорить правление SKF финансировать производство автомобилей, но и уломать боссов Gamlestadens Fabriker отдать ненужную марку. Возможно, именно поэтому каждый из прототипов получил своё имя! А решение правления SKF всё же заняться автомобилями стал хорошим подарком заводу подшипников к его 20-летию.
Первый прототип Volvo, названный "Якобом", 1926 год. Фото: Tekniska museet
Художник Хельмер Мас-Олле (4.9.1884 - 3.8.1969), представитель шведского романтизма. Фото: Riksarkivet
Voisin C4, который мог вдохновить художника Хельмера МасОлле. Эту компактную модель Габриэль Вуазэн впервые представил на Парижском автосалоне 1921 года. Этим экземпляром владел архитектор Туре Ридберг. Фото: Tekniska museet
Ресторан, а, точнее, пивная или кафе Sturehof на площади Штуреплан в Стокгольме, где, согласно заводского мифа, Ассан Габриэльссон и Густав Ларссон во время фестиваля раков Kräftskiva договорились выпускать автомобили. Фото: Nordiska museet
Первый серийный Volvo ÖV4 возле первого магазина марки на улице Брункебергсторг в Стокгольме. Этим магазином владел некто Эрнст Грауэрс. Главное внешнее отличие от прототипа - колеса с посадочным диаметром 20, а не 21 дюйм. Фото: Tekniska museet
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.
популярное
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.