Блокнот
12.07.2014
Хроника, год 1899. Тот, кто купил «Крайслер»
Автомобильных марок, ведущих отсчёт из XIX века, на самом деле осталось не так и много. Opel? Так эта компания выпускала швейные машинки и велосипеды, и только в 1899-м с горем пополам соорудила первый автомобиль. Peugeot? Пожалуй. Первый самодвижущийся экипаж в 1892-м, а далее шаг за шагом — производство. Renault? Это — 1898 год. Mercedes-Benz? Не годится!!! Прежде были отдельно Daimler и отдельно Benz, объединились они только в 1926-м. Называть марку Mercedes-Benz старейшей, все равно, что копаться в родословных у жителей Бирюлёво: у половины в предках окажется апостол Павел, пророк Магомет или Пушкин. Наконец, Fiat. Societa Anonima Fabrica Italiana di Automobili, Torino, «Акционерное общество итальянской фабрики автомобилей в Турине», основано 11 июля 1899 года — 115 лет назад.
Принято освещать основные вехи в жизни юбиляра, однако о Fiat каждый из нас знает столько, что невольно рискуешь повториться и прослыть занудой. Поэтому я решил собрать воедино занятную старую рекламу и кое-какие документы, по большей части относящиеся к России. Вот они:
Принято освещать основные вехи в жизни юбиляра, однако о Fiat каждый из нас знает столько, что невольно рискуешь повториться и прослыть занудой. Поэтому я решил собрать воедино занятную старую рекламу и кое-какие документы, по большей части относящиеся к России. Вот они:
По всей вероятности, первый рекламный плакат FIAT, изображающий модель 3 1/2CV конструкции Аристида Фаччоли. Автор плаката – выдающийся итальянский график Джованни Баттиста Карпанетто (30.9.1863 – 26.7.1928)
Об истории FIAT советская публика узнавала из проспектов-раскладушек («постеров») с силуэтиками наиболее известных моделей. Проспекты доставались счастливчикам на выставке итальянских автомобилей в Москве в 1979 году.
С продукцией Fiat были хорошо знакомы в царской России.
Публичное представление продукции Fiat в России состоялось в 1907 году на Первой международной выставке автомобилей в Михайловском манеже Санкт-Петербурга. Грузовик приобрело военное ведомство.
На 4-й международной выставке в Михайловском манеже в 1913 году Fiat представлял армейский санитарный автомобиль: в воздухе уже ощутимо пахло порохом. Испытательный пробег грузовозов, проведенный Военным ведомством и Учебной автомобильной ротой в 1912 году, показал надёжность продукции Fiat. Скоро на заводе Рябушинских в Тюфелевой роще в Москве развернут сборку из машинокомплектов полуторатонного грузовоза Fiat-15 ter, который станет первым советским грузовиком.
Брошюра Fiat-501 (1919 – 1926 гг.) Конструктор Карло Кавалли. В составе Всероссийского испытательного автомобильного и мотоциклетного пробега 1923 года шёл один такой автомобиль с заводским водителем Сегатти, Fiat-510 с заводским водителем Каньо и еще два Fiat старых моделей с советскими экипажами.
Перспектива заполучить заказ молодой советской республики заставила завести торговых агентов в Москвуе и Тифлисе.
Бухара, 1 мая (год неизвестен) – автобусы, построенные мастерскими Узавтопромторга на шасси Fiat. Не мог удержаться, чтобы не привести выписку из официального источника республики Узбекистан: «Регулярное автобусное движение на территории Узбекистана было открыто в 1906 году по маршруту Скобелев – Горчаково (ныне Фергана – Маргелан). Заметим, что регулярное автобусное сообщение в Петербурге началось только в 1907 году, а в Москве впервые в 1914 году 115 автобусов вышли на маршруты для перевозки пассажиров. В 1910 году 8 маломестных и один сорокаместный автобус «Бенц-Гаггенау» частного владельца купца Шадиходжаева курсировали по нескольким маршрутам Ташкента и пригородов. В 1924 году открылась линия автобусного сообщения Ташкент – посёлок Троицкое, на которой работали автобусы марок «Форд» и «Штейер». Что касается организованных массовых пассажирских перевозок, то они в республике начались позже, в 1926 году, с созданием акционерного общества «Узавтопромторг». Акционерное общество открыло свои отделения в пяти городах Узбекистана. В Ташкентском и Самаркандском отделениях насчитывалось по 21 автомобиле, в Термезском – 16, в Андижанском – 8 и в Бухарском – 7».
Реклама FIAT конца 1920-х годов.
В 1934 году автомотриса Fiat TA180 (ALb 80) совершила рекордный пробег в 12 000 км по территории СССР.
Выступление Бенито Муссолини на заводе FIAT в Турине по случаю 10-летия прихода фашистов к власти. Рядом – престарелый основатель компании адвокат Джованни Аньелли, октябрь 1932 года. О встрече с дуче в 1934 году оставил яркие воспоминания авиаконструктор А.С.Яковлев: «…Коренастый, среднего роста человек с кривыминогами, лысый, с грубыми, рублеными чертами лица, с челюстью бульдога… Его внешность и подчеркнуто скромный костюм никак не вязались с той величественностью, которую он пытался выразить своим взглядом, походкой, жестами, сопровождавшими речь, обращенную к нам».
Таким в 1935 году увидел завод FIAT в Линьотто авиаконструктор А.С.Яковлев: «Он не был похож ни на американские, ни на советские автомобильные заводы с их огромными одноэтажными заводскими корпусами, размещенными на большой территории. У итальянцев мало земли, они экономно используют ее, поэтому автозавод, расположенный в черте города, построен на небольшой территории и вырос на высоту четырех этажей…»
И далее, у Яковлева, в «Цели жизни»: «Весь завод, все его цехи мы осмотрели, не выходя из автомобиля. С целью экономии полезной производственной площади на заводе нет лестниц; работают грузовые подъемники и пандуса – пологие винтовые дороги, по которым можно ездить на машине с этажа на этаж… Здесь, на овальной в плане крыше завода находится трек для испытания автомобилей. После того как на четвертом этаже соберут машину, она выезжает на крышу и проходит испытательный пробег».
Реклама Fiat-500 Topolino (1936 г.) известного итальянского иллюстратора Массимо Куальино (15.6.1899 – 7.7.1982). В центре композиции – мальчик, одетый в форму молодежной фашистской организации «Балилла» - аналога советских пионеров. Советским пионерам о «Балилла» первым рассказал все тот же авиаконструктор Яковлев.
Fiat-500 Nuova на испытаниях в НАМИ в 1958-59 гг., предшествовавших рождению «Запорожца». Из всех прототипов у него оказался наиболее прочный кузов.
Планировка кузова Fiat Multipla, обмеренная группой Ю.А.Долматовского в НАМИ в 1958 году. Во время испытаний в НАМИ инженеры с удивлением обнаружили, что износ передних шин, несмотря на очевидно перегруженную переднюю ось, не превышал 40 г на 100 км (у некоторых машин он доходил до 60 г/100 км).
Начало большой дружбы: визит председателя президиума Верховного совета СССР Николая Викторовича Подгорного на заводы FIAT. К Подгорному во всем мире обращались «Господин Президент СССР». Однако когда Подгорный однажды потребовал у главного редактора «Правды» подписать его в газете этим титулом, последовало напоминание, что в СССР такой должности нет. Фиатовцы преподнесли Н.В.Подгорному машину, на которой затем ездила его дочь Наталья. С ее слов, отец очень переживал, что кто-то из его семьи разъезжает на иномарке.
Выбор сделан! Fiat-124 становится прототипом «Жигулей».
И еще, малоизвестное в истории FIAT в СССР: автомобиль Николая Александровича Стумбриса, Fiat-503 выпуска 1927 года. Член рижского клуба AAK и бывший узник Саласпилса, Стумбрис обладал машиной-кинозвездой. По фильмографии с его «фиатом» не могла сравниться ни одна другая машина: «К новому берегу», «Гранатовый браслет», «Посол Советского Союза», «Дмитро Горицвит», «Москва – Генуя», «Время, вперед!», «Гадюка», «Радио всем», «Раба любви» и т.д. Притом, что Fiat-503 вовсе не выступал в типаже «гитлеровской машины». Стумбрис легко приезжал на своем «фиате» на слёты автомотостарины в Москву.
Fiat-503 1927 года, конструктор Карло Кавалли, бывший владелец – Николай Стумбрис. Хранится в Рижском «Мотор-музее». Фото: Денис Орлов.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В свое время был поставлен перед дилеммой, становиться автомобильным дизайнером или автомобильным журналистом, и до сих пор не знает наверняка, правильный ли сделал выбор. Отчасти поэтому род своей деятельности определяет как «автомобильный критик», анализируя развитие автомобиля из прошлого в будущее. Первую статью опубликовал в журнале «За рулем» в 1988 году. Сотрудничал с целым рядом изданий: «Автопилот», «Мотор», GQ и др., публиковался в американском Automobile Quarterly. С 1998 года — независимый автомобильный журналист. В соавторстве с Александром Пикуленко выпустил ряд аудиокниг об истории известных автомобильных марок.
популярное
Комментарии
Пока известно (кроме единичных маршрутных автобусов МГУ, Шереметева и Бузенкова: Бюссинг, Лаурин & Клемент, Даймлер и НАГ):
В конце 1913 года господин Жемочкин обратился в Городскую управу с ходатайством пустить по городу 50 автобусов для перевозки пассажиров. Эта попытка, однако, натолкнулась на нежелание властей «создавать конкуренцию линиям городского трамвая». В начале 1916 года с аналогичным предложением в Думу обращался господин Щенков, он хотел купить автобусы в Швеции (вроде бы аж 150 штук) у фирмы Scania-Vabis. Но из-за военного времени вопрос был отложен до лучших времен. Ну кто бы ему дал кредит? Да и шведам с их мощностью понадобилось бы 3 года столько автобусов изготовить. Даже, если 115 - это в те годы огромное количество!
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.