Нет, я понимаю, это праздник. Всенародный. Музыка, веселье, цветы, ленточки георгиевские... И салют вечером. Хотя, как мой батя говорит, лучше салюта 9 мая 1945 года он ничего не видел. Мальчишкой был, только из эвакуации вернулся, но все это помнит, как вчера. Детские воспоминания, как известно, они самые яркие. А сейчас ему уже под 80, как и маме, которая тоже была в эвакуации. А тем, кто прошел ту страшную войну и дожил до сегодняшнего дня, уже за 90. Много ли их осталось? А ведь пройдет еще несколько лет...
Грустно, но День Победы уже не столько их праздник, сколько праздник для нас. Веселимся, на машинках старинных катаемся, народ развлекаем. Помню, в советское время на таких выездах те, кто в армии служил, одевали свою старую форму, с наградами, у кого они были. Кто не служил, тоже мог форму одеть, но придерживались правила — коли ты, к примеру, запасной лейтенант, то и носи две звездочки.
Я как-то раз, будучи условно «рядовой необученный», тоже форму одел, с погонами рядового, как положено. А я тогда еще бороду носил, по глупости молодой. И вот на мероприятии встречает меня Олег Нестеров, полковник, известный в то время активист клуба «Следопыты Автомотостарины», он тогда только-только реставрацию «полуторки» завершил и на ней приехал. Смотрит он на меня и с легкой подначкой говорит: «Ну ты прямо казак лихой!». И так мне вдруг стыдно стало... Напросился я к нему в «полундру» вроде как за рулем посидеть, а сам, пока не видел никто, погоны отстегнул и спрятал. И больше форму не одеваю. Выезжал пару раз на чужом «Додже 3/4», так одел комбинезон, сапоги и старинный танкистский шлем — вроде как в тему и не стыдно. А нынче кого только не увидишь — сплошь ряженые, как на масленицу. То погоны со звездами, то петлицы с «кубарями» либо «шпалами». И награды, боевые награды или их реплики, уж не знаю.
Помню, в середине 80-х Александр Алексеевич Ломаков выезжал на самосвале ЗиС-5 в гимнастерке без погон и с парой медалей — сколько тогда разговоров было на тему, имеет он право их носить или нет. А нынче идет такой молодой человек в форме полковника со Звездой Героя на груди, и невдомек ему, что люди за эти награды не деньги, а жизни отдавали. «И плакал сосед мой по койке, полковник и Трижды Герой...» — это из тех, прошлых, времен песня. А на все это веселье смотрят пожилые люди, жизнью своей завоевавшие нам, забывающим это, возможность веселиться. Смотрят на нас, а мне стыдно и больно смотреть на них. Стыдно, потому что они для нас сделали все, а я для них не могу сделать ничего, ну разве что не издеваться над их памятью...
Память о войне — она у всех разная. Мама рассказывала, как в эвакуации они с бабушкой зимой ходили по улице и искали, кто их приютит. Нашли с большим трудом... А отец вспомнил как-то, что, когда ходили карточки продуктовые отоваривать, если вдруг давали тушенку американскую, знаменитый «Второй фронт», то надо было выбирать банки с американским орлом, потому что в них жира было меньше, а мяса — больше. Он отдал мне старую мятую алюминиевую фляжку с горлышком под затычку. С этой фляжкой его дядька прошел всю войну и подарил потом племяннику. Теперь она у меня хранится. А еще я на антресолях нашел треснутое текстолитовое блюдце, в каких раньше цветочные горшки стояли. Хотел уже выкинуть, а потом перевернул донышком вверх — а там надпись нацарапана: «В день двадцатилетия от тети Нюры». И дата — «27/Х — 41 г». Враг стоял у стен Москвы, никто не знал, что будет завтра, но люди продолжали жить, надеяться и думать друг о друге.
Поэтому я никуда не пойду 9 мая.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
15 лет на Автозаводе им. Ленинского Комсомола, 15 лет в издательстве «За рулем», 15 лет в клубе «Следопыты автомотостарины» (САМС)... И номер первой машины, «горбатого «Запорожца» — 8415... Есть ли в этом какая-то магия цифр, существует ли она вообще? Вряд ли, скорее это простое совпадение. Магия в другом — в звучании похожих слов, результатом чего в четыре года стала первая «техническая» фраза: «Аварийная — машина, которая возит варенье». Магия — в интересе мальчишки к автомобилям, в походах по окрестным книжным магазинам, где в букинистических отделах за копейки можно было приобретать популярные журналы и редкие тогда автомобильные книги, в фанатичном поиске в газетах и журналах всего, что имело хоть какое-то отношение к автомобильной тематике. А потом случайный взгляд на афишу Политехнического музея с объявлением о лекциях по истории автомобиля, приглашение в клуб САМС, новые «взрослые» знакомства, первые поездки на ретро-мероприятия, первый автомобиль... И продолжается это уже больше 30 лет, и по-прежнему есть желание ездить, общаться, фотографировать, крутить гайки, писать, искать железки, мечтать о новых приобретениях... Вошедшее в затяжную фазу волшебное наваждение, от которого невозможно излечиться... Да и не хочется.
Комментарии
Вспоминаю Олега Ростиславовича Нестерова часто - для меня он был образцом русского офицера. Насчёт ношения формы не по форме... Расскажу историю, очень к празднику. Выезжали мы в минувшем году на фестиваль gorkyclassic в Нижний (почему мы - потому что и Женя там присутствовал, и должен помнить детали). Люди собрались разные, в том числе и весьма состоятельные - всех объединил интерес к старой технике. Замечательное событие, спасибо Ивану Падерину, Саше Лекае, Николаю Панули - всем-всем! Были среди участников и "ряженые" - с иголочки в форме РККА, при наградах. И что-то меня в этих людях задело - то ли их не по-фронтовому сытые физиономии, то ли "ролекс", то и дело поблёскивающий из-за обшлага кителя... Человек я по натуре незлобливый, но тут...
И вот, загружаемся поутру в автобус, следовать на территорию ГАЗа. Входит один из "красных командиров", и я ему в лоб: шикарная, говорю, экипировочка, только больно правильная. Выглядите, как вражеский диверсант в нашем тылу. Сказал резко, готовясь к не менее резкому ответу.
Человек широко разулыбался: "Верно! Мой дальний предок пришел с армией Наполеона в Россию, и остался!"
Познакомились. Николай Анатольевич Трухин, руководитель военно-исторического клуба в закрытом подмосковном городе Краснознаменск.
А форма? Хобби! Николай Анатольевич шьёт её сам - у него целый музей военной формы. И какой только нет! Об обшлагах и количестве пуговиц на них рассказывает столь же увлекательно, как Михаил Колодочкин - о Пашкове доме.
Я не вспомню, в каком звании вышел в отставку Николай Анатольевич, и насколько оно соответствовало числу шпал на петлицах. Но дело, которому Николай Анатольевич продолжает служить - благороднейшее.
А прежде чем автобус тронулся, "диверсант" продекламировал Пушкина, вот это:
Тут нет ни сельских нимф, ни девственных мадонн,
Ни фавнов с чашами, ни полногрудых жен,
Ни плясок, ни охот, - а все плащи, да шпаги,
Да лица, полные воинственной отваги.
Ища точную цитату из "Полководца" (к стыду, наизусть я не смог бы воспроизвести, как господин Трухин), я обнаружил ссылку:
http://www.youtube.com/watch?v=5SET-uZ4ZIY
Еще раз с праздником!
Согласен полностью!
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.