Блокнот
27.09.2017
Двенадцать лет за рулём Руссо-Балта
История легендарной российской автомобильной марки «Руссо-Балт», по-прежнему не дает покоя любителям автомобильной старины. На эту тему уже написано множество книг и статей, но она продолжает будоражить пытливые умы автомобильных историков. Все еще остаются нераскрытыми некоторые белые пятна, связанные с судьбой единственного сохранившегося до наших дней подлинного автомобиля «Руссо-Балт К12/20», хранящегося в коллекции Политехнического музея. К слову, этот знаменитый автомобиль в марте 2017 года был показан широкой публике на «Олдтаймер-Галерее» Ильи Сорокина в рамках экспозиции «Первые моторы России», посвященной 110- летнему юбилею Собственного Его Императорского Величества гаража.
Недавно сотрудникам музея удалось приоткрыть завесу с некоторых тайн, которые до сих пор хранит в себе этот уникальный автомобиль. Как известно, приобретен он был Политехническим музеем в 1966 году у Центральной киностудии детских и юношеских фильмов имени А.М. Горького, которая в свою очередь купила его у предыдущего владельца - жителя города Кимры — Орлова А.А. Но, к сожалению, о самом Орлове до недавнего времени никому практически ничего не было известно.
И вот недавно в Политехнический музей обратились его потомки, которые сообщили чрезвычайно интересную информацию. 20 мая 2017 года в Открытых фондах Политехнического музея состоялась без преувеличения историческая встреча, на которой присутствовали: внук Орлова А.А. – Заботин Олег Анатольевич и правнук – Заботин Дмитрий Олегович с супругой Тверянкиной Еленой Владимировной. Интервью, которое с ними было записано сотрудниками Политехнического музея, приводится ниже:
1. Вопрос ПМ: К сожалению, нам крайне мало известно о Вашем предке -последнем частном владельце автомобиля Руссо-Балт К12/20. Фактически из имеющихся документов мы знаем только его имя - Орлов Александр Алексеевич, по другим сведениям - Орлов Александр Андреевич. Также известно, что он был специалистом по водонагревательному оборудованию. Пожалуйста, расскажите о нем поподробнее.
Ответ: Как видно из Вашего вопроса, даже имя его Вы знаете неточно. Дедушку звали именно Александр Андреевич. Это мы легко можем подтвердить. У нас имеется его свидетельство о смерти. Дедушка скончался 10 октября 1985 года в возрасте 84 лет.
2. Вопрос ПМ: Очень интересно. ФИО Орлова в разных вариантах фигурирует в музейных архивных документах. Факт же существования самого автомобиля и информация о его владельце подтверждается письмом начальника ГАИ города Калинина от 18 июня 1965 года. А что еще Вы считаете важным уточнить?
И вот недавно в Политехнический музей обратились его потомки, которые сообщили чрезвычайно интересную информацию. 20 мая 2017 года в Открытых фондах Политехнического музея состоялась без преувеличения историческая встреча, на которой присутствовали: внук Орлова А.А. – Заботин Олег Анатольевич и правнук – Заботин Дмитрий Олегович с супругой Тверянкиной Еленой Владимировной. Интервью, которое с ними было записано сотрудниками Политехнического музея, приводится ниже:
1. Вопрос ПМ: К сожалению, нам крайне мало известно о Вашем предке -последнем частном владельце автомобиля Руссо-Балт К12/20. Фактически из имеющихся документов мы знаем только его имя - Орлов Александр Алексеевич, по другим сведениям - Орлов Александр Андреевич. Также известно, что он был специалистом по водонагревательному оборудованию. Пожалуйста, расскажите о нем поподробнее.
Ответ: Как видно из Вашего вопроса, даже имя его Вы знаете неточно. Дедушку звали именно Александр Андреевич. Это мы легко можем подтвердить. У нас имеется его свидетельство о смерти. Дедушка скончался 10 октября 1985 года в возрасте 84 лет.
2. Вопрос ПМ: Очень интересно. ФИО Орлова в разных вариантах фигурирует в музейных архивных документах. Факт же существования самого автомобиля и информация о его владельце подтверждается письмом начальника ГАИ города Калинина от 18 июня 1965 года. А что еще Вы считаете важным уточнить?
Ответ: Можно еще уточнить, что в 1960-е – 1970-е годы дедушка работал в городе Кимры в местном роддоме специалистом по обслуживанию отопительной системы здания. На коллективной фотографии он четвертый слева в верхнем ряду. Как видно из снимка, дедушка по правилам должен был носить белый халат, хотя и не был медицинским работником.
3. Вопрос. То есть, в послевоенное время Ваш дедушка работал в обычной должности и не имел сверхвысокого дохода. Тогда, каким образом в 1929 году он смог приобрести столь дорогую вещь, как личный автомобиль? Чем он занимался в 1920-е годы?
Ответ. В 20-е годы, во времена НЭПа дедушка вместе со своим братом имели частную мастерскую по ремонту велосипедов, тележных колес, швейных машин и т.п. Кроме того они торговали древесным углем. То есть он реально смог заработать деньги на приобретение машины. Кстати, его автомобиль в то время стал первым частным автомобилем в Кимрах, и имел номерной знак с цифрой «1» в конце. Мы слышали, что дедушка отдал машину киностудии вместе с этим номерным знаком. Также известно, что Орлов А.А. был членом правления местного общества «Автодор». Возможно, что это помогло ему в то время приобрести автомобиль в личную собственность. Кстати, на тот момент дедушке было всего двадцать восемь лет.
Ответ. В 20-е годы, во времена НЭПа дедушка вместе со своим братом имели частную мастерскую по ремонту велосипедов, тележных колес, швейных машин и т.п. Кроме того они торговали древесным углем. То есть он реально смог заработать деньги на приобретение машины. Кстати, его автомобиль в то время стал первым частным автомобилем в Кимрах, и имел номерной знак с цифрой «1» в конце. Мы слышали, что дедушка отдал машину киностудии вместе с этим номерным знаком. Также известно, что Орлов А.А. был членом правления местного общества «Автодор». Возможно, что это помогло ему в то время приобрести автомобиль в личную собственность. Кстати, на тот момент дедушке было всего двадцать восемь лет.
Как с годами изменился дедушка можно увидеть на другой фотографии.
(Примечание: Автодор— существовавшее в СССР в 1927—1935 годах «Общество содействия развитию автомобилизма и улучшению дорог»).
4. Вопрос ПМ. Номерной знак действительно виден на одной из старых фотографий, сделанных сразу после извлечения автомобиля из сарая. Там просматриваются цифры: 5681 и надпись «Москва».
Этот же номер фигурирует и в удостоверении к машине, выданном Московским окружным управлением Центрального управления местного транспорта (ЦУМТ) второго июля 1929 года. (подробнее см.: http://www.oldtimer.ru/blogs/maxim_kartashev/unikalnaya-nakhodka-v-politekhnicheskom-muzee-/). На сегодняшний день нам про номерной знак, к сожалению, ничего не известно. Возможно, что его просто выбросили за ненадобностью при реставрации машины в НАМИ в 1967 году. А что побудило лично Вас снова обратиться к истории этого автомобиля и выйти на Политехнический музей?
Ответ: Все вышло довольно спонтанно. Однажды мы решили посетить небольшую выставку ретроавтомобилей, проходившую в 2017 году в торговом центре «Метрополис» на Войковской. После визита на выставку все стали вспоминать о том, что когда-то и в нашей семье имелся уникальный старинный автомобиль «Руссо-Балт», который в дальнейшем попал в Политехнический музей. Мы знали, что сейчас Политехнический музей закрыт на реконструкцию, но небольшая экспозиция музея имеется на ВДНХ в павильоне номер 26. Мы приехали туда с целью увидеть знаменитую машину, связанную с историей нашей семьи и узнали, что в действительности автомобиль в настоящее время хранится в Открытых фондах Политеха в Текстильщиках, где мы сейчас и беседуем. Вот и вся история.
5. Вопрос ПМ. Возможно, в Вашем семейном архиве сохранились неизвестные широкой публике фотографии этой машины?
К сожалению, единственную старинную фотографию, на которой был запечатлен «Руссо-Балт» вместе с его владельцем и семьей несколько лет назад моя мама, то есть дедушкина, дочь продала старьевщику. Наши попытки найти и выкупить фото обратно не увенчались успехом. Дальнейшая судьба снимка неизвестна. По крайней мере, в интернете это изображение так и не всплыло. Скорее всего, нынешний владелец снимка даже не понимает, какой конкретно автомобиль на нем изображен. Кстати, об этой фотографии уже не раз упоминалось в статьях местной кимрской газеты. Сейчас она называется «Кимрский вестник». Самая свежая заметка на эту тему была опубликована в данной газете 4 мая 2017. Мы привезли вам в подарок один экземпляр.
Ответ: Все вышло довольно спонтанно. Однажды мы решили посетить небольшую выставку ретроавтомобилей, проходившую в 2017 году в торговом центре «Метрополис» на Войковской. После визита на выставку все стали вспоминать о том, что когда-то и в нашей семье имелся уникальный старинный автомобиль «Руссо-Балт», который в дальнейшем попал в Политехнический музей. Мы знали, что сейчас Политехнический музей закрыт на реконструкцию, но небольшая экспозиция музея имеется на ВДНХ в павильоне номер 26. Мы приехали туда с целью увидеть знаменитую машину, связанную с историей нашей семьи и узнали, что в действительности автомобиль в настоящее время хранится в Открытых фондах Политеха в Текстильщиках, где мы сейчас и беседуем. Вот и вся история.
5. Вопрос ПМ. Возможно, в Вашем семейном архиве сохранились неизвестные широкой публике фотографии этой машины?
К сожалению, единственную старинную фотографию, на которой был запечатлен «Руссо-Балт» вместе с его владельцем и семьей несколько лет назад моя мама, то есть дедушкина, дочь продала старьевщику. Наши попытки найти и выкупить фото обратно не увенчались успехом. Дальнейшая судьба снимка неизвестна. По крайней мере, в интернете это изображение так и не всплыло. Скорее всего, нынешний владелец снимка даже не понимает, какой конкретно автомобиль на нем изображен. Кстати, об этой фотографии уже не раз упоминалось в статьях местной кимрской газеты. Сейчас она называется «Кимрский вестник». Самая свежая заметка на эту тему была опубликована в данной газете 4 мая 2017. Мы привезли вам в подарок один экземпляр.
В советское же время газета называлась «За коммунистический труд». Публикацию о «Руссо-Балте» можно найти в старой газете за 5 мая 1973 года.
6. Вопрос ПМ. Большое спасибо за экземпляр кимрской газеты. Мы собираем все публикации, касающиеся «Руссо-Балта». Известно, что автомобиль до 1966 года находился в сарае. Не сохранились ли какие-либо запасные части от этой машины, которые в свое время по каким-то причинам не были переданы покупателю. И еще вопрос. Ваш дедушка имел только этот автомобиль или у него были в собственности и другие транспортные средства?
У нас сохранилось зеркало заднего вида, которое со слов дедушки было установлено на этом автомобиле. Еще был воздушный сигнал, но он пропал много лет назад. Правда, мы не уверены, что сигнал относился к этой машине.
Из средств транспорта у дедушки был еще трофейный мотоцикл «Zuendapp». Кстати, на том самом утерянном снимке он также присутствовал. На нем сидел дедушкин брат. Еще от деда осталась старинная немецкая пишущая машинка «A.E.G.», а от бабушки ножная швейная машинка «Singer». В том же сарае хранились еще мопеды советского производства.
7. Вопрос ПМ. А не рассказывал ли Ваш дедушка о своем опыте езды на «Руссо-Балте». Возможно, что он говорил о некоторых особенностях управления этим необычным автомобилем?
Да, дедушка рассказывал о том, что в целях лучшего использования мощности двигателя при движении на подъемах или по бездорожью, конструкцией автомобиля была предусмотрена возможность выпуска отработанных газов непосредственно в атмосферу, минуя глушитель, при помощи специального клапана. Переключатель клапана находится на переднем щитке, слева от водителя. Дедушка часто пользовался этой системой за пределами города.
У нас сохранилось зеркало заднего вида, которое со слов дедушки было установлено на этом автомобиле. Еще был воздушный сигнал, но он пропал много лет назад. Правда, мы не уверены, что сигнал относился к этой машине.
Из средств транспорта у дедушки был еще трофейный мотоцикл «Zuendapp». Кстати, на том самом утерянном снимке он также присутствовал. На нем сидел дедушкин брат. Еще от деда осталась старинная немецкая пишущая машинка «A.E.G.», а от бабушки ножная швейная машинка «Singer». В том же сарае хранились еще мопеды советского производства.
7. Вопрос ПМ. А не рассказывал ли Ваш дедушка о своем опыте езды на «Руссо-Балте». Возможно, что он говорил о некоторых особенностях управления этим необычным автомобилем?
Да, дедушка рассказывал о том, что в целях лучшего использования мощности двигателя при движении на подъемах или по бездорожью, конструкцией автомобиля была предусмотрена возможность выпуска отработанных газов непосредственно в атмосферу, минуя глушитель, при помощи специального клапана. Переключатель клапана находится на переднем щитке, слева от водителя. Дедушка часто пользовался этой системой за пределами города.
8. Вопрос ПМ. Вы сказали про сохранившееся у Вас зеркало заднего вида. Но, насколько известно, Русско-Балтийский завод не снабжал свои автомобили зеркалами. Тогда они еще широко не применялись. Возникает вопрос: каким образом «Руссо-Балт» был оснащен зеркалом заднего вида?
Ответ: Возможно, дедушка подобрал подходящее зеркало от другого автомобиля и приладил к своей машине. Ведь он ездил на ней практически до конца 1941 года. В то время уже было бы сложно обходиться совсем без зеркала заднего вида. Но выглядит оно как очень старое.
Ответ: Возможно, дедушка подобрал подходящее зеркало от другого автомобиля и приладил к своей машине. Ведь он ездил на ней практически до конца 1941 года. В то время уже было бы сложно обходиться совсем без зеркала заднего вида. Но выглядит оно как очень старое.
9. Вопрос ПМ. Как гласит история, «Руссо-Балт» пришел в полную негодность зимой 1942 года в результате того, что владелец забыл слить воду из системы охлаждения, и она вышла из строя от сильных морозов. Как такое могло случиться. Ведь Ваш дедушка был опытным механиком?
Ответ: Вы абсолютно правы. Конечно, дедушка не допустил бы такой ситуации. Но, незадолго до этого, в декабре 1941 года он ушел на фронт, и автомобиль на время остался без присмотра.
10. Вопрос ПМ. А что сейчас находится на месте того сарая, где хранился автомобиль?
Ответ: От того сарая ничего не осталось. На этом месте на улице Вагжанова сейчас стоит кирпичная пятиэтажка (дом №1, бывший №3/2). Мы сами живем недалеко от этого дома.
Ответ: Вы абсолютно правы. Конечно, дедушка не допустил бы такой ситуации. Но, незадолго до этого, в декабре 1941 года он ушел на фронт, и автомобиль на время остался без присмотра.
10. Вопрос ПМ. А что сейчас находится на месте того сарая, где хранился автомобиль?
Ответ: От того сарая ничего не осталось. На этом месте на улице Вагжанова сейчас стоит кирпичная пятиэтажка (дом №1, бывший №3/2). Мы сами живем недалеко от этого дома.
11. Вопрос ПМ. Почему Ваш дедушка все же решил продать машину киностудии, а не обменять музею на автомобиль, как он хотел первоначально?
Ответ: Дедушка рассказывал, что он совсем немного не дождался автомобиль от музея. Реально, спустя буквально несколько дней, после того, как он продал свою машину киностудии, музейщики действительно пригнали ему автомобиль «Москвич» в обмен, но слегка опоздали.
Ответ: Дедушка рассказывал, что он совсем немного не дождался автомобиль от музея. Реально, спустя буквально несколько дней, после того, как он продал свою машину киностудии, музейщики действительно пригнали ему автомобиль «Москвич» в обмен, но слегка опоздали.
12. Вопрос ПМ. Ваш дедушка был мастером на все руки. Какое влияние оказал на Вашу судьбу?
Ответ внука Заботина Олега Анатольевича: Как мы сказали, дедушка работал в роддоме, хотя и не был врачом. А вот мой отец закончил медицинский институт. Сам же я очень многое перенял от деда. Он успел передать мне свои навыки, знания и умения. Моя основная специальность – слесарь по швейному оборудованию. Мы принесли с собой фотографии, на одной из которых я в детстве стою рядом с дедом. Снимок 1975 года.
Ответ внука Заботина Олега Анатольевича: Как мы сказали, дедушка работал в роддоме, хотя и не был врачом. А вот мой отец закончил медицинский институт. Сам же я очень многое перенял от деда. Он успел передать мне свои навыки, знания и умения. Моя основная специальность – слесарь по швейному оборудованию. Мы принесли с собой фотографии, на одной из которых я в детстве стою рядом с дедом. Снимок 1975 года.
На другом снимке – мои дедушка и бабушка в преклонном возрасте.
Спасибо Вам большое за подробный рассказ. Если Вы вспомните или найдете еще что-нибудь интересное, связанное с «Руссо-Балтом», обязательно сообщите нам.
А сейчас давайте сделаем семейное фото на фоне автомобиля «Руссо-Балт- К 12/20» на память о нашей встрече.
А сейчас давайте сделаем семейное фото на фоне автомобиля «Руссо-Балт- К 12/20» на память о нашей встрече.
От Политехнического музея беседу вел Карташев М.О.
Для оформления были использованы фотографии из личного архива семьи Заботиных и из архива Политехнического музея.
Для оформления были использованы фотографии из личного архива семьи Заботиных и из архива Политехнического музея.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
Максим Карташев — cотрудник Политехнического музея, автор многочисленных статей по истории автомобиля.
популярное
Комментарии
Полвека уж прошло, неужели всё ещё нельзя огласить?
Без этого материал вышел однобокий и неполноценный...
Интересно, что номера были московские, хотя хозяин - не москвич. И стандарт номеров характерный для 1934-1936-го. Но между 1936 и 1941 ему могли дать и другие номера действовавшего тогда стандарта... а был ли в это время Руссо-Балт на ходу? И по мне - чушь, что в Политехе "выкинули номера за ненадобностью". Что там такие дилетанты тогда работали, что не знали ценности старых номеров, с какой бы машиной они ни пришли?
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.