Блокнот
09.02.2015
Резервный источник энергии
Найдя странную ссылку где-то в Сети, я решил, что это чей-то розыгрыш. Если бы подобное техническое решение применили в СССР, то над ним бы не потешался только ленивый. Мол, чего только не придумают русские, чтобы не использовать стандартные решения. Однако ссылка кивала на «Фольксваген». Конкретно — на знаменитого «Жука». Дескать, там энергию стеклоомывателя заимствовали у... запасного колеса!
Редакционный мэтр по части автоистории презрительно замотал головой: бред, мол... Однако зарубежный коллега быстренько прислал ссылку на немецкую Википедию: не будут же немцы врать про собственный автомобиль. А они написали, что «жук» действительно использовал сжатый воздух запаски!
А самое хорошее фото выглядит вот так
Понятно, что управляться все это хозяйство должно было без помощи электричества: иначе какой вообще был смысл городить огород? Так и сделали: герметичный бачок с омывайкой постоянно находился под давлением, а кнопка-клапан на приборной панели открывала или закрывала проход воды — вот, собственно, и все. А любители разглядывать рисунки могут еще заглянуть вот сюда:
Смотрим верхний чертеж. Вверху герметичная пробка со штуцером, от нее трубка к колесу. Итак в бачке над водой воздух под давлением, скажем, 1,8 атмосферы. Это очень много для омывания стекол! В донышке бачка находится штуцер для воды. Шланг идет через кнопку-клапан к форсункам. В нем постоянно вода под тем же давлением. Открыл клапан — вода пошла на стекло. Само собой, что если давления нет (колесо спущено), то вода не сможет подняться выше уровня бачка. Но похоже, что объема одного колеса хватит не на один бачок!Смотрим верхний чертеж. Вверху герметичная пробка со штуцером, от нее трубка к колесу. Итак в бачке над водой воздух под давлением, скажем, 1,8 атмосферы. Это очень много для омывания стекол! В донышке бачка находится штуцер для воды. Шланг идет через кнопку-клапан к форсункам. В нем постоянно вода под тем же давлением. Открыл клапан — вода пошла на стекло. Само собой, что если давления нет (колесо спущено), то вода не сможет подняться выше уровня бачка. Но похоже, что объема одного колеса хватит не на один бачок!
А уж если вспоминать историю тех времен, то на суперавтомобиле семидесятых – «копейке» – стояла резиновая кнопка – помпа. Кто не помнит – вот ее портрет.
А уж если вспоминать историю тех времен, то на суперавтомобиле семидесятых – «копейке» – стояла резиновая кнопка – помпа. Кто не помнит – вот ее портрет.
А на 21-й «Волге» жидкость качали ногой: там был диафрагменный ножной насос.
Но у нас накачивалась непосредственно вода, а не воздух. Поэтому крышку в бачке можно было не делать герметичной. С этой точки зрения решение на «жуках» так же выглядит странно: бачку нужны и герметичность и солидная прочность. Что до волговского насоса, в котором было множество деталей, то с годами его как-то незаметно заменили резиновой грушей. Снизу под грушей стоял обратный клапан, который не пропускал воду назад в бачок, а второй клапан не пропускал воду из трубок от форсунок в грушу. Таким образом, трубки всегда были наполнены водой вплоть до форсунок, и струйка появлялась сразу при начале нажатия.
Основной кайф подобных решений — в полном отсутствии всяческой электрики-электроники! Конечно, объем воды маловат: на «Волге» и «копейке» с одного нажатия можно было только брызнуть... Да и серьезного давления так, в общем-то, не создать. А вот на «жуке», при всем кажущемся идиотизме немецкого решения, достаточно было держать нажатой кнопку — и выливай хоть весь бачок!
Вольты и Амперы, в итоге, конечно же, победили. Хотя на простых машинках неэлектрические решения выглядели, в общем-то, органично. Даже на ГАЗ-24, которая хоть и считалась чем-то заоблачным — как по цене, так и по престижности пополам с недоступностью, это смотрелось вполне нормально и говорило о неприхотливости, ремонтопригодности и, скажем так, понятности. Ну зачем моторчик омывателя автомобилю, на котором не было даже плавких предохранителей?
Напоследок заметим, что прокол колеса на «жуке» оборачивался для владельца двойной проблемой. И запаску надо ставить, и стекло уже не помыть...
Вольты и Амперы, в итоге, конечно же, победили. Хотя на простых машинках неэлектрические решения выглядели, в общем-то, органично. Даже на ГАЗ-24, которая хоть и считалась чем-то заоблачным — как по цене, так и по престижности пополам с недоступностью, это смотрелось вполне нормально и говорило о неприхотливости, ремонтопригодности и, скажем так, понятности. Ну зачем моторчик омывателя автомобилю, на котором не было даже плавких предохранителей?
Напоследок заметим, что прокол колеса на «жуке» оборачивался для владельца двойной проблемой. И запаску надо ставить, и стекло уже не помыть...
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
Точка зрения администрации сайта может не совпадать
с мнениями авторов опубликованных материалов.
об авторе
В прошлой жизни был электронщиком; имел 9 научных работ и внедренных изобретений в области цифровой техники. До перестройки создавал первые отечественные накопители на гибких магнитных дисках, системы зажигания на инфракрасных лучах и противоугонные устройства с синтезатором речи. Однажды стал лучшим конструктором Электротехпрома СССР, за что получил премию в 200 рэ!
популярное
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.