Ретроспектива
28.03.2014
Вацлав Западлик.
Красота в глазах смотрящего
Вацлав Западлик (Vaclav Zapadlik) — чешский автомобильный художник, которого интересуют только старинные автомобили (вплоть до мельчайших деталей), их особенности и история. Неиссякаемым источником вдохновения для него служат автомобильные гонки первой половины XX в. Вот, например, одна из его работ, изображающая подготовку гоночных автомобилей к предстоящему выступлению. Картина обладает сложной, даже в какой-то мере перегруженной композицией, но эта «перегруженность» не случайна — она очень правдоподобно передает деловую «предгоночную» суету, волнение участников и болельщиков.
Творчество Вацлава Западлика оценивают неоднозначно. Все признают потрясающую детализацию нарисованных им автомобилей, внимание к мелочам и тщательное соблюдение исторической правды. Однако критики нередко отмечают «попсовый» или «постерный» характер его сюжетных работ, излишнюю яркость или некоторую наивность.
Однако послушаем и другое мнение: «Взгляните на его работы — какая „теплота“ линий, форм и цвета! Даже холодные оттенки воспринимаются словно через призму детских снов. А его сюжетные картины — это ведь захлебывающийся детский пересказ увиденного или придуманного сюжета!». Вот одна из его работ, на которой изображен поистине драматический момент гонок по городским улицам. Съехавший с трассы автомобиль пытается вернуться обратно, а на него на полной скорости несутся другие участники гонки... Также обратим внимание на поведение зрителей (у каждой фигуры свой характер и свое настроение — любопытство, испуг, профессиональный интерес и т.д.), на вывески и указатель, создающие эффект полного погружения в происходящее.
Сторонники первой (критической) точки зрения предпочитают статичные, холодновато-сдержанные, в какой-то мере даже «академичные» работы Западлика, заслуженно ставшие классикой автомобильной иллюстрации.
Сторонники же второй точки зрения предпочитают его динамичные жанровые работы — яркие, эмоциональные и удивительно живые. Зритель оказывается в самом центре изображаемых событий и не может оторвать взгляд от вихря тщательно проработанных живописных образов. Оба мнения о творчестве В. Западлика имеют право на существование, и нам остается только согласиться с известной истиной «красота в глазах смотрящего». Каждый зритель (а каждый любитель олдтаймеров — в особенности!) видит в работах Вацлава Западлика то, что он хочет увидеть, и оценивает их в соответствии со своим художественным вкусом и эмоциональным восприятием.
В следующей работе обращает на себя внимание контраст между настроением зрителей и участников гонки. Невозмутимо-отрешенный водитель и приветливо улыбающийся штурман очень ярко контрастируют с подбадривающими их взволнованными зрителями. Стоит обратить внимание и на номер участника, напечатанный на лоскуте ткани и надетый на фару — примерно так же, как надевали матерчатые номера на футболки спортсменов.
А здесь у участников гонки совсем другое настроение — они взволнованы ничуть не меньше, чем зрители! Положение фигур и тянущийся за автомобилем пыльный шлейф очень хорошо передают напряженность и динамизм нелегкого состязания.
Впрочем, сторонники обеих точек зрения на творчество В. Западлика сходятся в том, что его сюжетные работы отличает большое количество заботливо вписанных в пейзаж исторических мелочей, благодаря которым картины можно рассматривать очень долго. Это живое и органичное признание в любви к ушедшему в прошлое автомобильному миру Европы.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
Сьюзанночка
Безумно красивые картины!!! Безумно!
0
олд джек
Да, действительно есть экспрессия, динамика, цветовое решение может и спорно, но художник так видел)))
0
Андрей_Крюковский
И, все-таки, где можно достать репродукции?
0
shelby500
Андрей Крюковский,

Старые чешские журналы надо смотреть "АвтоРевю" чешское и еще какой-то был, запамятовал название. Там на последней странице каждый номер была одна "холодная" иллюстрация. Но это было в 70-80-е годы, да...
0
Андрей_Крюковский
Ну... вспомнила бабка как девкой была :(
Наверняка же издаются копии. Ладно, в Чехии разузнаю.
0
Денис Орлов
Автомобили Западлик рисовал лучше, чем всё остальное. Как со знаменитым полотном Шишкина "Утро в сосновом лесу", где медведей пририсовывал Савицкий. (Хотя, вроде, Шишкин учился у анималиста). Но, одно дело учиться, а другое - выучиться. Из автомобильной темы памятен дуэт американских рекламщиков Арта Фицпатрика и Вэна Кауфмана. Первый рисовал машинку, второй - задник. Технология Диснея!
Мне прежде не приходилось обращать внимания на западликовские картины. Видел только его изображения машин на белом фоне. Возможно, потому и не обращал, что нарисованы по-дилетантски. Этакое наивное искусство, лубок, ресторанная митьковщина.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

19.12.2013 Dream car
14.08.2013 «Dagen H»
Все статьи