Ретроспектива
28.02.2018
Скорая пожарная помощь
«Летит как на пожар!..» Любой ребёнок знает, что на пожар не приходят и не приезжают, а прибегают и прилетают. А значит пожарная машина должна быть быстрой. Это факт.
На выставке в Сокольниках, приуроченной к 100-летию пожарной охраны СССР, среди десятков уникальных экспонатов будет очень интересный автомобиль с весьма показательной историей и судьбой. Рассказывает историк и журналист Александр Лазарев.
На выставке в Сокольниках, приуроченной к 100-летию пожарной охраны СССР, среди десятков уникальных экспонатов будет очень интересный автомобиль с весьма показательной историей и судьбой. Рассказывает историк и журналист Александр Лазарев.
В начале 2000х годов на завод ЗиЛ пришёл новый генеральный директор К.В. Лаптев. Как человек проработавший много лет на автомобильном производстве современного уровня, он начал загружать службы завода новыми заданиями, направленными на разработку новых типов транспортных средств. Одним из таких производств стал СКБ-ОГК СТ АМО ЗИЛ. Столь сложное на первый взгляд название относится к цеху по производству знаменитой «Синей птицы» ЗиЛ-4906, вездехода для поиска и спасения космонавтов. Большой цех с талантливым инженерным составом должен был освоить производство малых серий пожарной, специальной автобусной и коммунальной техники. Главный акцент был сделан на пожарные машины. Так за 10 лет были разработаны более 15 образцов пожарных машин, большая часть из которых внедрена в производство и выпускалась серийно.
Одним из наиболее сложных и интересных образцов можно считать ЗиЛ-4331М4 АЦ-2,0-20/2. Это совместный проект АМО ЗиЛ и австрийской фирмы Rosenbauer специализирующейся на выпуске пожарного оборудования современного уровня. Начался этот проект с поездки тогдашнего мэра Москвы Ю.М.Лужкова в немецкий город Ульм, с целью ознакомления с новыми технологиями в городском строительстве и новой городской техникой. На одной из выставок его заинтересовала быстроходная пожарная машина на базе немецкого грузовика MAN с австрийским комбинированным насосом. Она была разработана немецкой фирмой «Циглер» специализирующейся, кроме всего прочего, на производстве цистерн, успешно поставлявшихся для нужд Москвы. Вернувшись в столицу, Лужков решил не тратиться на дорогой немецкий проект, а договориться с немцами о постройке совместно машины на базе проверенного ЗиЛ-4331. Благо ЗиЛ принадлежал городу и подобный заказ был заводу по силам. Так Москва получала передовой пожарный автомобиль на проверенном и ремонтопригодном шасси собственного производства.
В итоге появился документ:
Государственный контракт Управления гражданской защиты Москвы № 265 от 9 августа 2007г. на выполнение силами АМО ЗИЛ опытно-конструкторской работы: «Создание пожарной техники на базе отечественного автомобиля с использованием современного высокоэффективного, в том числе импортного, пожарного оборудования».
В соответствии с техническим заданием требовалось создать современные пожарные автоцистерны двух типов:
- пожарная автоцистерна на шасси с капотной компоновкой ЗиЛ-433184;
- пожарная автоцистерна на шасси с бескапотной компоновкой ЗиЛ-4331М4.
Основные требования к шасси:
- дизельный двигатель, соответствующий экологическим требованиям Евро-3;
- установка на шасси автоматической коробки передач;
- отбор мощности до 100 л.с. от трансмиссии шасси на привод комбинированного пожарного насоса;
- системы двигателя шасси должны были обеспечивать непрерывную работу пожарного насоса (на стоянке) в течение 6-ти часов при температуре окружающего воздуха до плюс 40 град С.
Дизельные двигатели должны были обеспечивать максимальную скорость не менее 100 км/ч пожарного автомобиля полной массой (таких грузовых автомобилей в России нет).
В пожарных надстройках (пожарных кузовах) планировалось внедрение современного высокоэффективного пожарного вооружения и оборудования (двухступенчатыхимпортных комбинированных пожарных насосов со ступенью высокого давления), пожарных кузовов, изготовленных из алюминия и стеклопластика.
Государственный контракт Управления гражданской защиты Москвы № 265 от 9 августа 2007г. на выполнение силами АМО ЗИЛ опытно-конструкторской работы: «Создание пожарной техники на базе отечественного автомобиля с использованием современного высокоэффективного, в том числе импортного, пожарного оборудования».
В соответствии с техническим заданием требовалось создать современные пожарные автоцистерны двух типов:
- пожарная автоцистерна на шасси с капотной компоновкой ЗиЛ-433184;
- пожарная автоцистерна на шасси с бескапотной компоновкой ЗиЛ-4331М4.
Основные требования к шасси:
- дизельный двигатель, соответствующий экологическим требованиям Евро-3;
- установка на шасси автоматической коробки передач;
- отбор мощности до 100 л.с. от трансмиссии шасси на привод комбинированного пожарного насоса;
- системы двигателя шасси должны были обеспечивать непрерывную работу пожарного насоса (на стоянке) в течение 6-ти часов при температуре окружающего воздуха до плюс 40 град С.
Дизельные двигатели должны были обеспечивать максимальную скорость не менее 100 км/ч пожарного автомобиля полной массой (таких грузовых автомобилей в России нет).
В пожарных надстройках (пожарных кузовах) планировалось внедрение современного высокоэффективного пожарного вооружения и оборудования (двухступенчатыхимпортных комбинированных пожарных насосов со ступенью высокого давления), пожарных кузовов, изготовленных из алюминия и стеклопластика.
В декабре 2007 года УКЭР АМО ЗИЛ в соответствии с 1 и 2-ым этапами Государственного контракта завершило постройку двух специальных пожарных шасси:
-ЗИЛ-433185 (с капотной компоновкой) c дизельным двигателем ММЗ Д-260.05Е3 максимальной мощностью 230 л.с.;
-ЗИЛ-4331М5 (с двухрядной шестиместной кабиной МАН над двигателем) с дизельным двигателем DEUTZ-TCD 2013 L04 4V Е-3 максимальной мощностью 215 л.с. и механической коробкой передач ZF 6S-850.
Далее произошло непредвиденное. Немецкая фирма «Циглер» сорвав сроки начала выполнения 3-го и 4-го этапов Государственного контракта отказалась от работы с АМО ЗИЛ. Оказалось, руководство немецкой фирмы было заинтересовано продавать в Москву свои полнокомплектные пожарные автоцистерны, а не создавать себе на этом рынке конкурента. Затягивание проекта, видимо, должно было, по их мнению, склонить чашу весов в сторону их продукции.
В дальнейшем была достигнута договорённость на разработку пожарной надстройки с не менее известной пожарной фирмой «Розенбауер» (Австрия). Именно на этом этапе в 2008 году по настоятельному требованию Москвы механическую коробкуZF заменили на автоматAllison 3000c КОМ привода пожарного насоса Celsea-Parker 859XWFLP-D5AC.
-ЗИЛ-433185 (с капотной компоновкой) c дизельным двигателем ММЗ Д-260.05Е3 максимальной мощностью 230 л.с.;
-ЗИЛ-4331М5 (с двухрядной шестиместной кабиной МАН над двигателем) с дизельным двигателем DEUTZ-TCD 2013 L04 4V Е-3 максимальной мощностью 215 л.с. и механической коробкой передач ZF 6S-850.
Далее произошло непредвиденное. Немецкая фирма «Циглер» сорвав сроки начала выполнения 3-го и 4-го этапов Государственного контракта отказалась от работы с АМО ЗИЛ. Оказалось, руководство немецкой фирмы было заинтересовано продавать в Москву свои полнокомплектные пожарные автоцистерны, а не создавать себе на этом рынке конкурента. Затягивание проекта, видимо, должно было, по их мнению, склонить чашу весов в сторону их продукции.
В дальнейшем была достигнута договорённость на разработку пожарной надстройки с не менее известной пожарной фирмой «Розенбауер» (Австрия). Именно на этом этапе в 2008 году по настоятельному требованию Москвы механическую коробкуZF заменили на автоматAllison 3000c КОМ привода пожарного насоса Celsea-Parker 859XWFLP-D5AC.
Капотное и бескапотное шасси ЗИЛ были отправлены для установки пожарной надстройки в Австрию.В мае 2009 года на АМО ЗИЛ вернулись пожарные автоцистерны:
- АЦ 2,0-20/2(4331М4) на бескапотном шасси;
- АЦ 2,0-20/2(433184) на капотном шасси.
В итоге Москва получила современный пожарный автомобиль ЗиЛ-4334М4 с показателем максимальной скорости 100 км/ч, автоматической коробкой, упрощающей управление автомобилем. На автомобиле стоит оригинальная немецкая кабина MAN, не польская и не китайская лицензионная кабина MAN, которые в тот период ЗиЛ закупал для перспективного грузовика «Кентавр». Сама кабина двухрядная, благодаря немецкой качественной гидравлике она полностью откидывается, что существенно упрощает обслуживание агрегатов.
- АЦ 2,0-20/2(4331М4) на бескапотном шасси;
- АЦ 2,0-20/2(433184) на капотном шасси.
В итоге Москва получила современный пожарный автомобиль ЗиЛ-4334М4 с показателем максимальной скорости 100 км/ч, автоматической коробкой, упрощающей управление автомобилем. На автомобиле стоит оригинальная немецкая кабина MAN, не польская и не китайская лицензионная кабина MAN, которые в тот период ЗиЛ закупал для перспективного грузовика «Кентавр». Сама кабина двухрядная, благодаря немецкой качественной гидравлике она полностью откидывается, что существенно упрощает обслуживание агрегатов.
Надёжный и проверенный дизельный двигатель Deutz с турбонаддувом и промохлаждением отвечал требованием Евро-3.За счёт применения бескапотной кабины стало возможно применение короткобазного шасси ЗиЛ-433360 с базой 3800мм, что в свою очередь позволило уменьшить длину всего автомобиля на 0,5 метра плюс увеличилось пожарно-техническое вооружение новой машины.
Так же машина имеет: независимый воздушный отопительEberspacherдля отопления насосного отсека, высококачественный аварийно-спасательный инструмент «Вебер-Гидравлик», переносную электростанцию на 3,0 кВт, мультилифт для снятия рукава и самое главное центробежный комбинированный насос RosenbauerNH 30. Этот насос позволяет давать 2 вида давления: на 10 атм и на 40 атм. Последний позволяет создавать «Водяное облако» очень эффективное при тушении т.н. «кухонных пожаров». В данном случае вода в «облаке» тушит сразу всю площадь горения, а не заливает струёй одну точку. Специальные наконечники с регулировкой позволяют менять как размер капель в «облаке», это важно при разной интенсивности горения, так и охват площади рассеивания. Всё это позволяет затрачивать минимальное количество воды с максимальной эффективностью пожаротушения, а главное не проливать многоквартирный дом с верхнего до нижнего этажа до затопления подвала.
Несколько слов о втором автомобиле этой программы ЗиЛ-433184. Он имеет классическую капотную компоновку. В качестве двигателя использован силовой агрегат ММЗ Д-260.5ЕЗ в блоке с ярославской коробкой ЯМЗ-336-01. В остальном применено то же оборудование что и на бескапотной версии. Этот проект был создан как более дешёвая версия с высокой долей отечественных комплектующих. Так бескапотная версия была по стоимости самой машины рассчитана на Москву и Санкт-Петербург, капотная же машина могла быть интересна в других крупных городах страны.
В дальнейшем с указанными пожарными автоцистернами были проведены все виды испытаний (заводские, межведомственные и сертификационные). Надо учитывать и тот факт, что пожарные машины – это автомобили двойного назначения, следовательно, приёмку их осуществляют военные, а у них жёсткие стандарты и отступления не допускаются. В итоге опытные образцы пожарных автоцистерн успешно выдержали все испытания, затем они были доработаны по результатам испытаний и в 2010 году были переданы в опытную эксплуатацию в пожарные части Москвы.
Завод АМО ЗИЛ выполнил заказ Москвы в полном объёме. После прохождения испытаний – 12 месяцев реальной городской эксплуатации планировалась выпустить серию из 20 машин с кабиной MANдля московских пожарных частей. Однако к этому моменту MANснял кабину этой модели с производства, китайская же копия была плохого качества, кроме того, там не было двухрядных версий для размещения пожарного расчёта. В конце 2010 года свой пост покинул Ю.М.Лужков, а новое руководство сразу взяло курс на уничтожение завода ЗиЛ и всего, что с ним связано.
Думая об этом, а может быть и предвидя, что проект может не выйти по каким-то причинам за рамки единичного экземпляра, директором завода было дано указание параллельно прорабатывать вариант установки всего оборудования на шасси своего конкурента - серийно производившегося КАМАЗа с тем, чтобы опыт полученный при создании машины не пропал и можно было в кротчайший срок без долгих проектирований запустить машину в производство, пусть и на другом заводе под другой маркой. Дело должно быть превыше всего, в том числе и собственных амбиций. Таким был взгляд завода, взгляд в будущее...
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.