Ретроспектива
05.03.2014
Этап большого пути
Настоящей звездой экспозиции 22-й Олдтаймер-Галереи будет чехословацкий Aero Minor — маленький автомобильчик, подаренный в 1949 году великому вождю всех народов Иосифу Виссарионовичу Сталину на 70-летний юбилей. Долгое время «Минор» считался утраченным и только летом 2013 года его обнаружили в российской глубинке стоящим под навесом в огороде. Сейчас бесценная реликвия проходит полный цикл реставрации в мастерской «Автонаследие».
Это уже называют «находкой десятилетия». Сам факт, что найден автомобиль Сталина, причем, в достаточно комплектном состоянии — несомненный повод для сенсации. Новость о нахождении исторического «Минора» облетела интернет, попала в газеты и журналы, вышла на телевидение. В Чехии это событие произвело настоящий фурор — до того момента поклонники малолитражки видели сталинский Aero Minor только на фотографиях. К чести нынешнего владельца, все предложения о продаже автомобиля в Чехию были отклонены и «Минор» отправился на реставрацию.
По словам руководителя реставрационного центра «Автонаследие» Андрея Белова, «при разборке автомобиля были выявлены особенности и конструктивные сложности данной модели, усугубленные штучностью изготовления заказного автомобиля. При штудирования каталогов, архивных фотографий и переписке с чешскими почитателями „Минора“ оказалось, что сначала на заводе собирали деревянный каркас, а уже прямо на нем вели сварку кузова, причём газом. Корни этой необычной технологии лежат в авиационном прошлом завода. Решить вопрос с деревом удалось, несмотря на существенные повреждения от влаги и времени».
Евгений Магаков, ведущий реставратор мастерской: «От увиденной под навесом исторической машины до начала работ прошло совсем немного времени. Автомобилю, да всей нашей истории повезло, несмотря на испытания временем и плохими условиями хранения, машина за свою долгую и непростую жизнь почти не подвергалась „колхозному ремонту“. Первое впечатление до погрузки на эвакуатор было „все плохо, но бывает хуже“. Потом началась гигантская работа по установлению всех исторических фактов из ее биографии, диагностике и составление плана работ по реставрации».
После пескоструйной обработки кузов «Минора» имел довольно неприглядный вид. Все что скрывали обшивки и ковры — ушло, фактически весь кузов по нижней кромке подлежал полному восстановлению. С помощью специального оборудования были изготовлены новые панели пола, недостающие и утраченные части, созданы заново и подогнаны элементы деревянного каркаса. Постепенно машина стала вновь обретать узнаваемые черты. Из Чехии были доставлены уникальные запчасти и сегодня «Минор» уже готов в металле, сейчас ведутся работы с его шасси.
Андрей Белов делится своими эмоциями о работе с исторической реликвией: «Когда машину привезли к нам в мастерскую, возникло ощущение начала трудного, но очень интересного этапа в жизни. Даже совпало название мастерской с тем ржавым предметом, что по наследству достался нам, потомкам, и с которым теперь придется провести долгие часы кропотливого труда».
Автомобиль преподнес и пару сюрпризов, причем, очень приятных. Чтобы собрать «Минор» для товарища Сталина, рабочие завода Rudý Letov трудились по выходным, а все материалы оплатили из денег, заработанных на колхозных субботниках. К сверкающему лаком и хромом подарку прилагалось и официальное поздравление от рабочих завода: «Дорогой товарищ Сталин! Поздравляем Тебя с 70-летием и желаем Тебе крепкого здоровья, чтобы Ты ещё долгие годы вёл трудящихся всего мира к социализму. Клянёмся Тебе, что и мы, трудящиеся завода Rudý Letov, горячо верящие в истинность и несокрушимость марксистско-ленинского учения, будем строить социализм в нашем дорогом отечестве под руководством Коммунистической партии Чехословакии во главе с Твоим учеником, нашим президентом товарищем Клементом Готвальдом».
Но самое интересное, что процессе реставрации «Минора» обнаружились и два неофициальных послания от рабочих завода Rudý Letov, спрятанные в самом автомобиле. Внутри правого переднего крыла нашлась записка на листке бумаге, приклеенном на металл: «Тов. Озифу Сталину к 70 годовщине рождение посилае рабочие ЧССР Прага подарек и привет 2/XII 1949».
На обратной стороне обшивки правой двери сделана надпись карандашом на картоне: «Тов. Озефу Сталину привет и подарок 70 годовщине рождение равочие Чехословакие».
На обратной стороне обшивки правой двери сделана надпись карандашом на картоне: «Тов. Озефу Сталину привет и подарок 70 годовщине рождение равочие Чехословакие».
Эти драгоценные послания, позволяющие нам переосмыслить «непротокольное» уважительное отношение чешских рабочих к Сталину, а в его лице и к СССР, бережно извлекли и отправили на реставрацию в Музей книги. Как положено при научной реставрации бумажных документов, были проведены физико-химический и биологический анализы для определения методики дальнейших работ. Отделение бумаги от металла проводилось с помощью тончайшего скальпеля. Затем были удалены поверхностные загрязнения, проведено разглаживание и отпрессовка. Наконец — сращивание порывов и подклейка утраченных фрагментов. В завершение документ прошёл операцию тонирования, придавшую ему законченный вид.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
О сколько нам открытий чудных... Ну и так далее. Чего только не встретишь в глубинке. И главное чудо -- машина не колхожена. Это вообще чудо в кубе. Обычно ставили внутрь мотор от "космича" и подвеску от "Волги" и радовались.
По хорошему завидую. Кстати работяги зря старались и писали столько чувственных записок. Сталин не любил двухдверки. |
|
они от всей души, а машина и впрямь удивительная. И в смысле интересной конструкции ( передний привод, реечное рулевое, хребтовая рама) и в смысле слияния историй. Она таки дождалась своего часа - видимо тень бывшего владельца все таки сыграла свою роль, по крайней мере ее покупатель в начале 70х (расцвет колхозинга в СССР) знал ее прошлое... И не рискнул заездить до смерти
|
|
Даю торжественное обещание включить эту машину в один из фильмов будущего сериала "Колеса Страны Советов. Выпуск третий". Ждите эфир на ТК "Звезда" осенью сего года.
|
|
ушел срочно доделывать ходовую часть )))))
|
|
Нэ-э... Тапарица ни нада... (Тов. Саахов, "Кавк. пленница". ..конец цитаты)
|
|
Впервые я видел ВОТ ТАКОЕ изделие в конце 80-х, припаркованное пообочь Ленинского проспекта, живенькое, 100% на ходу, на белых советских номерах. Издалека в ряду Жигулей-Москвичей глаз приметил необычную темно-красную горбатую машинку. Помню, показалась она не довоенной, а "из начала 50-х". Подошел я ближе. Надписей на кузове никаких не было, но в углу лобового стекла был приклеен талон техосмотра, в те годы большой по размеру. На нем с тыльной стороны - размашистая надпись черным флормастером - АЭРО МИНОР. Про старую чешскую марку Аэро я прекрасно знал из русскоязычного чешского журнала Мотор-ревю.
На выставке внимательно осмотрел матчасть. Простенькая рама из отрезка трубы квадратного сечения, остов кузова с кучей деревянных силовых "косточек". Не скажу ничего плохого - ВОТ ТОГДА очень многие фирмы строили автомобили ВОТ ТАК. НО в те же самые годы У НАС, в НАШЕМ СОВЕТСКОМ СОЮЗЕ, В НАШЕМ ГОРОДЕ МОСКВА выпускали автомобиль точно такой же размерности, даже с такими же дисками колес - Москвич, как писали в документах, мод. 400-420. ВОТ У НЕГО был цельнометаллический несущий кузов безо всяких рам и силовых деревяшек. Пускай Москвич по приказу гордого обладателя ВОТ ЭТОГО экземпляра на 100% скопировали с Опеля - среди послевоенной разрухи, хлебных карточек-бараков-коммуналок-зон-лагерей-черных кошек всего за несколько месяцев на МЗМА СОЗДАЛИ С НУЛЯ и развернули массовое производство очень непростого по конструкции и вполне современного для тех годков автомобиля с кузовом, как ни крути, более продвинутым, чем у Минора (дизайн в расчет не берем), с изощреннейшей независимой предней подвеской, в способе изготовления которой могли разобраться только такие матерые конструкторы, как Александр Федорович Андронов и Игорь Александрович Гладилин. При том выпускалось Москвичей значительно больше, чем Миноров, и стоили они дешевле. ВОТ ВСЕ было у нас в порядке с НАШИМ СОВЕТСКИМ автопромом! |
|
Геноссе Ионес!
Ваша аналитическая записка могла бы стать образцом информационной продукции Министерства Правды из оруэлловского романа "1984" ! Может, стоит освежить в памяти этот материал: Вам ли, маститому авто-историку, пересказывать утопии эпохи недоразвитого социализма?! Да еще сравнивая при этом продукцию авиационных мастерских с массовыми изделиями крупносерийного автозавода! Вы действительно искренне считаете, что: "ВОТ ВСЕ было у нас в порядке с НАШИМ СОВЕТСКИМ автопромом!" ??? Ну, ладно, это ваше суверенное право. Только доказательства Вы выбрали, мягко говоря, не слишком удачные |
|
Да, история, кажется, очень гибким инструментом в зависимости от периода, когда она интерпретируется.
OPEL Kadet очень быстро производится после Второй мировой войны потому что был изготовлен на заводе, который был удален целой из Германии в Москву. Такое решение было принято в рамках военных репараций. По скорости перестройки нового автозавода, это является наверно подвигом! По технической сторонe - лиценция. AERO не был производителем AERO МИНОР II. Это раньше должен был JAWA завод. Соответствующий тип (AERO MINOR), называемый также МИНОР II был тайно разработан в течении Великой Отечественной войны конструкторами и рабочими JAWA Hазвание AERO; выпуск на фабрике аэропланов LETOV = политическое решение (1946) ...Историческое несоответствие ) От своего предшественника - JAWA MINOR раньше называлу его ЯВАСКРИПТ 600. JAWA 600 был локальный тип сделан на лицензии DKW 700. Именно по этой причине, пришел части передним приводом можно найти на DKW, IFA 9 и Wartburg 900/1000. Динамические параметры и пространство салона были на вершине своего класса, во время поздних сороковых. К сожалению деревянный каркас кузова был устареный по конструкции и трудоемкий. Новый MINOR III с металлическим кузовом не был принят к серийному производству и был отбергут до архива Шкодой 440 (Спартак) в 1953 году. Опять политическое решение. У меня MINOR и SPARTAK ... |
|
Уважаемый Rancher! Не подскажете, где я мог бы снят на видео Spartak и Skoda 1200? Я собираюсь рассказать про эти и другие автомобили стран Восточной Европы в своем будущем фильме.
Заранее благодарен, А.К. |
| ||
Уважаемый Андрей, предполагаю, что >снять на видео<; значит сделать новое видео, нет из архива. Ясно, что в Чехии на кокой то встречи ветеранов это возможно. Напиши мне маил >> v e t e r a n (a) s e z n a m . c z << Договоримся и спробую помощь в этом. V.N. | ||
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.