Ретроспектива
03.04.2021
Последний, случайный…
«Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» — эти строки Булата Окуджавы относятся к именно к этой модели троллейбуса, выпускавшейся с 1946 по 1961 годы и по сути ставшей целой эпохой в отечественном городском электротранспорте.
В середине 1940-х дефицит троллейбусов в СССР был очень острым, поэтому проектировку и производство новой машины доверили заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности, располагавшемуся в подмосковном Тушино. Аббревиатура «ТБ» являлась в ту пору традиционным обозначением троллейбуса, но если выпускавшиеся до войны в Ярославле машины именовались «ЯТБ», то новая модель получила обозначение «МТБ» — «московский троллейбус», а индекс соответствовал номеру секретного завода-изготовителя.
В середине 1940-х дефицит троллейбусов в СССР был очень острым, поэтому проектировку и производство новой машины доверили заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности, располагавшемуся в подмосковном Тушино. Аббревиатура «ТБ» являлась в ту пору традиционным обозначением троллейбуса, но если выпускавшиеся до войны в Ярославле машины именовались «ЯТБ», то новая модель получила обозначение «МТБ» — «московский троллейбус», а индекс соответствовал номеру секретного завода-изготовителя.
Конструкция МТБ-82 являла собой дальнейшее развитие довоенных моделей ЯТБ-4 и ЯТБ-5. Она базировалась на оригинальной мощной раме и мостах от ярославских грузовиков, но пассажирский кузов теперь стал цельнометаллическим и состоял из стального каркаса и алюминиевой обшивки (влияние авиационной направленности завода). Первый (по сути, опытный) вариант МТБ-82А 1946 г. внешне отличавшиеся старомодным V-образным наклонным передком, как у ЯТБ. МТБ-82М получил более мощный тяговый электродвигатель и плоскую вертикальную переднюю стенку. С 1948 г. начали выпускать наиболее распространенный вариант МТБ-82Д, еще более мощный. В 1951 г. производство троллейбуса передали на завод имени Урицкого в г. Энгельсе, что позволило резко увеличить масштабы его выпуска. Благодаря этому троллейбусы МТБ, окрашивавшиеся в неизменный синий цвет, стали визитной карточкой многих городов СССР (а также Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии) в период 1950-1960-х годов. Эти троллейбусы слыли «неубиваемыми», но были сложны и тяжелы в управлении, да и комфорт для пассажиров оставлял желать лучшего. Поэтому уже к началу 1970-х они были сняты почти со всех линий и заменены новыми моделями ЗИУ.
Сейчас их сохранились считанные единицы. У посетителей выставки «Олдтаймер-Галерея», которая с 8 по 11 апреля пройдёт в Санкт-Петербурге, будет уникальная возможность увидеть своими глазами не только восстановленный до изначального состояния ходовой МТБ-82Д, но и шасси такого же троллейбуса № 245, вот самом виде, в каком оно уцелело до наших дней, с подлинными ярославскими колесами и даже редчайшей сейчас шоссейной резиной 1940-х годов (на передних колёсах)! Этот удивительный древний и замшелый монстр с рессорами, причудливо расположенными ниже осей, будто бы перенесенный в наше время прямиком из той далекой эпохи, способен вызвать целый букет ярких и незабываемых эмоций. Ведь кто из нас ещё с детства не мечтал посмотреть, «а что там внутри»?
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
Что известная песня Окуджавы относится именно к МТБ-82, а не к какой-то иной модели троллейбуса - очередной миф, имеющий слабую историческую основу.
1. С довоенных времён и до шестьдесят какого-то года все московские троллейбусы окрашивали в синий цвет независимо от модели: ЯТБ, МТБ, ЗИУ-5, часть СВАРЗов. Фактически "синим троллейбусом" могла быть любая из этих моделей. Со временем стёрлось и это - последующие модели троллейбусов тоже бывали синими. Даже цвет последних московских троллейбусов перед расправой 2020-го тоже можно назвать синим. 2. Едва ли простой пассажир московского общественного транспорта Булат Окуджава разбирался в моделях подвижного состава и мог посвятить свое творение какой-то конкретно, а не иной модели. Откуда взялось устойчивое заблуждение про МТБ-82? Дата его рождения - май 1994, источник - старый музей Мосгортранса с его сомнительным персоналом. Как раз тогда в 94-м праздновали круглый юбилей - 70-летие Окуджавы. Устроители торжеств попросили главк Мосгортранса (не музей, а эксплуатирующую современные тогда троллейбусы организацию) подогнать к театру, где чествовали юбиляра, "синий троллейбус". Как раз тогда на линии работало очень много актуальных тогда ЗИУ-682 (ЗИУ-9) и гармошек ЗИУ-683 с синим низом и белым верхом, да ещё в синюю полосочку. Такой троллейбус-то и собирались заполучить устроители юбилея. Но кто-то в главке решил не снимать с маршрута рабочий троллейбус, а спихнуть эту экзотическую "халтуру" музейщикам. Или по деньгам выходило выгоднее подписать что-то из музея, а не с линии. В активе у тогдашнего музея был восстановленный синий МТБ-82. Но вроде даже и его подогнать к театру, где праздновали юбилей, не удалось из-за какой-то неисправности, или со службой БД и ГАИ не договорились. Зато тогдашний персонал музея мигом сочинил миф, что "синий троллейбус Окуджавы" это только МТБ-82 и ни что иное. Эта байка стала раздуваться падкой на громкие заголовки перестроечной прессой 94-го и последующих таких же годков, потом её подхватило обезьянье бездумие интернета. Да МТБ-82 - заслуженное изделие. Но однозначно объявлять его "синим троллейбусом Окуджавы" просто некорректно. |
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.