Ретроспектива
30.03.2023
«Запасные колёса
включаются в работу»
Есть такой бородатый анекдот, в принципе применимый к любому российскому вездеходу, когда иностранцы, ознакомившись с очередным из них, выдают сакраментальную фразу: «Что только русские не придумают, лишь бы дороги не строить». На выставке «Олдтаймер-Галерея», которая пройдёт с 14 по 16 апреля в питерском «Экспофоруме», можно будет увидеть как раз такой вездеход – очень редкий экземпляр грузовика ГАЗ-ААА-1, выпущенный в 1938 году.
Сам по себе грузовой автомобиль ГАЗ-ААА хорошо известен и в представлении не нуждается – это трёхосная версия обычной «полуторки», созданная для увеличения грузоподъёмности и повышения проходимости. Выпуск модели начался в 1934 году, а в 1938 году появилась модернизированная версия грузовика с обозначением ГАЗ-ААА-1.
«Придумка русских» на этот раз была более оригинальной. Главным отличием стало превращение «трёхоски» в своеобразную «четырёхоску» – конструкторы добавили поддерживающую ось, на которой свободно вращались запасные колеса. Для помощи задним колесам для них предусмотрели съёмные гусеничные ленты. Также появился дополнительный бензобак на 60 литров, поскольку расход топлива на бездорожье увеличивался.
Грузовик ГАЗ-ААА-1 создавался для военных, поэтому его испытания проходили на полигоне АБТУ РККА – Автобронетанкового управления Рабоче-крестьянской красной армии. В отчете были отмечены положительные и отрицательные стороны поддерживающей оси.
Конечно же, с «четвёртой осью» грузовику стало легче преодолевать различные неровности, придорожные канавы и даже переезжать брёвна: «Подвижным креплением запасных колес уменьшается радиус продольной проходимости автомобиля и тем самым создаётся некоторая защита для картера демультипликатора. Эта защита была бы ещё полнее, если бы запасные колеса были отнесены несколько больше назад по ходу машины. На всех, более или менее резко выраженных неровностях пути запасные колеса включаются в работу и принимают на себя часть ударной нагрузки передней оси (при спуске с препятствиями). При преодолении канав они повышают проходимость».
Недостатком стала работа запасных колёс вместе с направляющими – при поворотах они не попадали в радиус проложенной колеи и продолжали скользить в прямом направлении. Как указано в отчете, «это явление, затрудняющее поворот даже и на крепких грунтах, отмечено в процессе испытания неоднократно». К недостаткам отнесли и невозможность полностью открыть двери кабины, а также случаи заклинивания переднего колеса с запасным при перекосе передней оси во время преодоления сложных препятствий. Неудачным оказалось и расположение дополнительного бака под платформой – для его осмотра и ремонта требовалось снимать всю платформу целиком. К тому же на бездорожье по топливному баку ударял картер дифференциала среднего моста, что приводило к течи бензина.
Впрочем, вердикт был положительным: «Модернизация трёхосного автомобиля ГАЗ-ААА в части подвижного крепления запасных колёс вполне целесообразна». Но перед серийным производством ГАЗ-ААА-1 военинженеры из АБТУ РККА все же потребовали сдвинуть ось с запасными колёсами назад и переделать дополнительный топливный бак.
Грузовик ГАЗ-ААА-1 выпускался с 1938 по 1939 год, всего было сделано около 3600 экземпляров, большей частью – с грузовыми платформами, но также и в виде шасси под специальные кузова.
Один из сохранившихся до наших дней ГАЗ-ААА-1 можно будет увидеть на «Олдтаймер-Галерее». Автомобиль, возвращённый к жизни в реставрационной мастерской «Старая школа», предстанет перед посетителями выставки в варианте бортового грузовика, но в будущем на его шасси планируется воссоздать ПАРМ – передвижную авторемонтную мастерскую.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

08.10.2013 Твид
Все статьи