Ретроспектива
01.12.2015
Покорение скорости
Время между двумя мировыми войнами было удивительным. Казалось, ум и воля человека смогут преодолеть все барьеры Вселенной. Скорость, высота и расстояние шаг за шагом покорялись людям. Рекорды на земле, на воде и в воздухе следовали один за другим.
Молодая советская республика очень активно участвовала в этой гонке достижений. Особенно ярки были сверхдальние перелеты советских самолетов. С рекордами скорости было сложнее...
В отличие от рекордов по дальности и высоте полета, в которых решающую роль играет человеческий фактор, в рекордах скорости на первый план выходят технические характеристики. Лёгкость машины, её высокие аэродинамические качества в сочетании со сверхмощным двигателем — в этом был залог успеха.
Особенно яркими и необычными были рекордные самолеты итальянцев. Чего стоит один гоночный гидросамолет (!!!) Macchi M.C. 72.
Этот самолет до сих пор остается легендой. Его скоростные качества так никогда и не были побиты в категории винтовых гидросамолетов. Он был первым самолетом, который шагнул за барьер скорости в 700 км/ч, считавшийся неодолимым для винта.
Два соосных винта Macchi МС.72 вращались силовой установкой максимальной мощностью 3100 л.с.
В сущности это была спарка двух отдельных двигателей, расположенных в ряд, один за другим, каждый из которых был независим от другого и имел собственную систему зажигания. Однако оба связывались общим редуктором, причем вал от одного проходил через полый вал другого. На эти валы насадили два отдельных металлических винта, вращающихся в противоположные стороны

Это гасило реактивные моменты от винтов и решило проблему компенсации разворачивающего момента на взлете и при посадке самолета. Такое решение избавляло конструктора от необходимости делать один поплавок больше и тяжелее другого. На что приходилось идти конкурентам с одним винтом...

Правда, знаменитый советский авиаконструктор Яковлев (перед войной он ездил в командировки в Италию, Францию, Англию и Германию для знакомства с развитием военно-воздушных сил) не очень высоко оценил итальянские рекорды в беседе со Сталиным:
«- Италия никогда не была передовой авиационной страной, хотя правительство Муссолини и принимает все меры, чтобы созвать нужное ему впечатление. С этой целью правительство Муссолини, который пост главы правительства совмещает с постом министра авиации, щедро поощряет всевозможные рекордные и спортивные полеты, отпускает большие средства отдельным конструкторам и летчикам для организации трансатлантических перелетов, не жалеет денег на создание „показательных“ институтов и аэродромов.
Итальянскому летчику Донати на самолете «Капрони» удалось установить мировой рекорд высоты — около 14 тысяч метров, а летчику Ажелло на гоночном самолете «Макки-72» мировой рекорд скорости — 710 км в час. Однако большинство увиденных нами в Монтечелио машин, в том числе и последние новинки, по своей схеме не были чем-либо оригинальными. Одно дело — построить единичные рекордные самолеты, другое дело — создать мощный воздушный флот. А даже беглое знакомство с авиационной промышленностью Италии показало несоответствие воображаемого с действительностью».

(Сталин И.В. Беседа с А.С. Яковлевым 26 марта 1941 года)
К сожалению, большая война которая разразилась через два месяца после этой беседы, вполне подтвердила выводы Яковлева. Конечно, рекорды способствовали прогрессу авиационной техники и имели большое идеологическое значение. Но в условиях тотальной войны они, во многом, оказались путём тупиковым...
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи