Степан Овсянников
Среди победителей дореволюционных гонок и пробегов в России чаще мелькают фамилии иностранцев — Дюре, Шампуазо, Эмери, Деможо, Донье, Пеге, Эрле, Коловрат, Меллер, Шпарман, Хернер, Шолль. Русских намного меньше — Ветчинин, Мордвинов, Суворин, Коншин, Шорыгин, Солдатенков. Соревновались они с опытнейшими гонщиками, многократными победителями и покорителями европейских трасс — и нередко побеждали. А если и проигрывали, то достойно и не «всухую». Одним из таких спортсменов был Степан Степанович Овсянников.
Будущий гонщик родился в известной купеческой семье — его отец торговал зерном и мукой, нажив на поставках Военному ведомству астрономический для XIX века капитал в 12 миллионов рублей. Деньги эти, по неписанным законам российского купечества, Степан Тарасович Овсянников щедро тратил на благотворительность: взял под свое покровительство Военную богадельню, много жертвовал на общественные нужны и даже подарил городу сад, который до сих пор зовут Овсянниковским, несмотря на официальное название имени Чернышевского. Закончил купец-миллионер плачевно — в 1873 году суд присяжных признал Степана Степановича виновным в поджоге паровой мельницы купца Кокорева (случился конфликт из-за цены на перемолку зерна) и приговорил его к ссылке в Сибирь. Только в 1881 году бывший купец получил высочайшее дозволение на восстановление прежних прав, но вскоре после возвращения из ссылки умер.
От двух браков у Степана Тарасовича было двенадцать детей — через их браки он состоял в родстве с известнейшими купеческими фамилиями: Синелобовы, Алябьевы, Морозовы, Рябушинские. Степан Степанович Овсянников был сыном от второго брака с купеческой дочерью Елизаветой Семеновной Золотовой, но семейное дело продолжать не стал. Уже в зрелом возрасте он увлекся автомобилями и гонками — одним из самых модных и опасных занятий в начале ХХ века.
В справочнике «Весь Петербург» за 1914 год можно найти о нём такую информацию: Овсянников Степан Степанович, потомственный почетный гражданин, проживает по улице Съезжинская в доме 27, занимается продажей и ремонтом автомобилей. Другой источник тех лет — «Справочная книга о лицах петербургского купечества» — указывает и местоположение магазина: Большая Конюшенная улица, дом 17. По этому адресу располагалось представительство британской фирмы Vauxhall.
Победы в гонках — лучшая реклама, поэтому Овсянников всегда выступал на автомобилях «Воксхол». Первое серьезное соревнование — пробег на Императорский приз по маршруту Санкт-Петербург — Варшава — Киев — Москва, состоявшийся летом 1912 года. Кроме самого пробега в нескольких города устраивались и линейные гонки на скорость. Из девятнадцати экипажей под номером 8 стартовал Степан Овсянников. Вот что писал о нём и его «Воксхоле» Андрей Платонович Нагель: «Однако, г. Овсянников попав в компанию сильных машин, от них не отставал и иногда ехал менее осторожно, чем это было бы нужно. Это обстоятельство и стечение нескольких несчастных положений доставили этой прекрасной машине порядочное количество штрафных очков, главным образом за поломку нескольких листов рессор. Зато в километровых гонках, считая по отдаче, двигатель «Воксхол» почти везде занимал лучшие места, получив специальные призы в Петербурге и Риге, и не получив их в Варшаве и Киеве только потому, что там таких призов не было». В том же году Овсянников участвовал в международном соревновании — ралли Сан-Себастьян, том самом, в котором среди стартовавших из России участников второе место занял Андрей Платонович Нагель на «Руссо-Балте». Сам Овсянников никакого приза не получил. Впрочем, об этом ралли писали как об ангажированном соревновании, устроенном специально для триумфа фирмы Gregoire и все призовые места в нём были распределены заранее.
14 мая 1913 года Овсянников занимает первое место в IV категории на верстовой гонке Санкт-Петербургского автомобиль-клуба — его результат 111,11 км/ч. Всего в IV категории шесть машин, из них четыре — марки Vauxhall. О таком результате немедленно трубит реклама Vauxhall. Упомянутый г-н О. — сам Овсянников, г-жа Р. — это гонщица Римская-Корсакова, занявшая второе место в той же категории, г-н Н. — это Новиков, а г-н Х. — Хеллявель. Скорость 100 км/ч в 1913 году кажется фантастической! Автомобиль Овсянникова — двухместный родстер типа Prince Henry экспонируется на стенде фирмы на IV Международной автомобильной выставке в Михайловском манеже.
Спустя две недели после верстовой гонки Степана Степановича Овсянникова можно видеть среди участников первого в Российской империи соревнования по кругу. Увы, первый круг он прошел чуть ли не хуже всех, а со второго и вовсе сошел с трассы. Как писал журнал «Автомобиль» в своем репортаже о гонке, «Овсянников стартовал на гоночном «Воксхоле» , приспособленном больше для верстовых гонок и слишком нежном для такого тяжелого состязания».
Примечательно, что являясь представителем фирмы Vauxhall и выступая в гонках на автомобилях этой марки, Степан Овсянников отдавал предпочтение шинам российского производства «Проводник». На верстовой гонке 11 мая 1914 года покрышки «Проводник» стояли и на «Бенце» Вилли Шолля — на них он и занял первое место. Для кольцевой гонки 18 числа Шолль от российской резины отказался и предпочел немецкие шины Continental — в итоге первое место. Овсянников на «Воксхоле» занял второе.
Именно эти покрышки можно увидеть на фотографии в журнале «Автомобиль» в статье о гонке Grand-Prix d`Automobile-Club de Saint-Petersbourg. Механики монтируют покрышку «Проводник» с гладким протектором — такие ставились на передние колеса, задние обувались в шины с рисунком-ёлочкой, — а сам Овсянников облаченный в белый гоночный балахон развалился на куче сена в ожидании старта.
После старта сразу же вырвался вперед Вилли Шолль — он лидировал все семь кругов, но лучшее время показал только в четырех из них: третий быстрее всех промчался Слупский на «Эксцельсиоре», а шестой и седьмой — Бериа д`Aрджентина на итальянской «Аквила». Овсянников буквально наступал лидеру на пятки — первый круг закончил на 2 минуты 25 секунд позднее Шолля. На втором круге Овсянникова на какие-то 0,8 секунды оттеснил было Бериа д`Aрджентина, но уже на третьем Степан Степанович вновь вырвался на свое второе место и не сдавал его до финиша. Уступил он немцу в итоге всего десять с половиной минут. Семь кругов протяженностью 224 км Овсянников проехал за 1 час 59 минут и 3 секунды — это второе место и можно сказать, что вырванное у Бериа д`Aрджентина. К досаде последнего, разрыв составил менее трех минут и итальянец довольствовался третьим местом.
Grand-Prix d`Automobile-Club de Saint-Petersbourg стал последним крупнейшим автомобильным состязанием дореволюционной России. Началась Первая мировая война и гонки прекратились. Степан Степанович по-прежнему продолжал торговать автомобилями Vauxhall — к тому времени его магазин переехал на Невский проспект, дом 21. О том, что с ним стало после 1917 года неизвестно — его биография еще ждет своих исследователей.
А вот юбилею первого российского «Гран-При» посвящено нынешнее олдтаймер-ралли Bosch Moskau Klassik, стартующее 14 июня на площади Революции. Примечательно, что еще сто лет назад фирма Bosch учредила специальный приз гонщику, пришедшему первым в кольцевой гонке 18 мая 1914 года, но с условием, что его автомобиль будет снабжен бошевским магнето.
Кстати, гоночный Vauxhall Овсянникова был снабжен системой зажигания Bosch и Степан Степанович имел все шансы получить серебряный кубок от официального представителя немецкой фирмы Феофила Андреевского.
К сожалению, редакция сайта не получила ни одного правильного ответа.
Официальный партнер субботнего конкурса магазин Авторетроторг.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.