Музей ретро-автомобилей на Рогожском валу представит в рамках военно-исторического фестиваля «Моторы Победы» любопытную экспозицию, в которой будут представлены образцы техники, воевавшей друг против друга – автомобили Красной Армии и Вермахта.
В Красной Армии самыми распространенными грузовиками были «полуторки»– автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ к 1941 году составляли 58,5% автопарка. И хотя к началу войны эти модели уже были устаревшими, но к их несомненным достоинствам следует отнести простоту конструкции, хорошую ремонтопригодность и неприхотливость к низкосортному топливу. Кроме этого, не было проблем с поставкой и взаимозаменяемостью запчастей, в то время как у автотранспортников вермахта, имевшего весьма разномастный парк машин, такие проблемы возникали часто.
«Полуторки» были везде – перебрасывали войска, таскали орудия, эвакуировали раненых, возили боеприпасы и продовольствие. Совершенно незаменимыми оказались «полуторки» на «Дороге жизни» – ледовой трассе, связывающей находящийся в блокаде Ленинград с «большой землей». Благодаря своей легкости полуторатонные грузовики курсировали по льду Ладожского озера до самого начала таяния льда, доставляя грузы в осажденный город, в то время как более тяжелые машины уже проваливались под лед.
Самым распространенным легковым автомобилем в Красной Армии была «Эмка» ГАЗ-М1 или как её ласково называли шофера «Эмочка». Буква М в индексе модели возникла от того, что Горьковский автозавод носил имя председателя Совета Народных Комиссаров СССР Вячеслава Михайловича Молотова. Отсюда и возникло народное прозвище ГАЗ-М1 – «Эмка».
На фестивале Музей ретро-автомобилей покажет ГАЗ 11-73 – модификацию «Эмки» с шестицилиндровым мотором и измененной облицовкой радиатора и капотом. Машина высоко ценилась командным составом Красной Армии.
У офицеров Вермахта нашелся свой автомобильный кумир – огромный Opel Admiral. Автомобиль как будто специально проектировали для российских дорог: только его подвеска системы Дюбонне (пружина с амортизатором внутри) могла сгладить «сталинский асфальт» – гравий, перемешанный с песком и превратившийся со временем в «стиральную доску» с поперечными волнами.
Такими же качествами отличалась и более массовая модель – Opel Kadett, представленная в экспозиции в типичной вермахтовской окраске, с нанесенными знаками различия и установленными противотуманными фарами.
К концу войны большинство «Опелей» стали трофеями. «Адмирала» оценили советские военачальники - генерал-полковник танковых войск Катукова, маршалы Конев и Баграмян. Один трофейный Opel Admiral спас жизнь маршалу Василевскому. Вот цитата из его мемуаров: «Мне очень хотелось посмотреть Севастополь в первый же день его освобождения. Переезжая через одну из фашистских траншей в районе Мекензиевых гор, наша автомашина наскочила на мину. Каким образом там уцелела мина, невозможно понять: за двое суток по этой дороге прошла не одна сотня машин. Произошел невероятный случай: мотор и передние колеса взрывной волной были отброшены от кузова на несколько метров в сторону, шоферу лейтенанту В. Б. Смирнову повредило левую ногу. Я сидел рядом с ним в кабине и получил весьма ощутимый ушиб головы. Мелкие осколки стекла поранили мне лицо».
Также на стенде Музея ретро-автомобилей будет показан американский Buick 1935 года – таким могли пользоваться советские офицеры, немецкий DKW-F8 с кузовом из фанеры и лидерина, внедорожник ГАЗ-67 и бронеавтомобиль БА-64.
Комментарии
|
"Полуторки" использовали и германской армии. В начале войны были захвачены склады запчастей и сами машины. Многим шоферам-немцам они были знакомы -- почти тот же самый Форд-АА, которые выпускались в Германии и во Франции. А некоторые трофейные ЗиС-5 прослужили в вермахте почти-что до конца войны, потом снова были отбиты нашими обратно. Вот такой вот двойной трофей!))
|
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.