Ретроспектива
29.01.2014
«Бельведер» под фуллеренами
Случается, они возвращаются. На мартовской «Олдтаймер-Галерее» в Сокольниках обещают показать отреставрированный Plymouth Belvedere, впервые представленный здесь в далеком 1959-м, на знаменитой Американской национальной выставке. Уникальный экспонат разместится в историческом Главном павильоне, когда-то составлявшем единый футуристический архитектурный ансамбль со знаменитым Геодезическим куполом, «гео-домом» знаменитого американского изобретателя, архитектора и философа Ричарда Бакминстера Фуллера.
Обложка буклета Американской национальной выставки 1959 года в Москве.
«Купол и Главный павильон, в строительстве которых принимали участие и советские специалисты, останутся в Сокольниках и после закрытия выставки» — обещал буклет, который раздавали в 1959-м посетителям. Возводили выставочный комплекс, действительно, в основном сами американцы — потратив на это 3,5 миллиона тех, полновесных долларов. Советский вклад запомнился в числе прочего аварией грузовика ЗиС-150, везшего экспонаты. Неизвестно, то ли оборвало кардан, то ли водитель был пьян, — грузовик перевернулся, ящики с экспонатами раскидало по земле.
План выставки. Автомобили располагались тогда с противоположной стороны от Геодезического купола.
Plymouth Belvedere на Американской национальной выставке. В настоящий момент автомобиль проходит полный цикл реставрации в мастерской клуба «Джанкярд».
Обложка рекламной брошюры корпорации Chrysler, специально продублированной на русском языке для выставки 1959 года.
Посетители с трудом пытались произнести: Plymouth – «Плимут»!
Только два легковых автомобиля в экспозиции Chrysler Corporation, De Soto и Imperial, соответствовали описанию в брошюре. Plymouth, например, был другой!
Все, что сооружали американцы, воспринималось совершеннейшим космосом. А сегодня смотришь на фотографии: бедненько. Какие-то деревянные настилы поверх гравия, на них стоят автомобили, вокруг на столбиках цепочки, не слишком ровный асфальт. Но тогда... Примерно такими же глазами, полными удивления, глядели на нас американцы — сохранилась отснятая кем-то из сотрудников выставки цветная кинохроника Москвы лета 1959-го.
«Внимание 1 инч – 2,54 сантиметрам 1 фут/фунт – 0,1382 метр./килограмм» Вот такой перевод.
Хрущев, открывавший 25 июля выставку вместе с тогдашним вице-президентом Ричардом Никсоном, позднее заметит в каком-то интервью, что ничего существенного американцы не показали — так, одни потребительские товары. Между тем, возможно, Хрущеву следовало бы всего лишь задрать голову вверх — Геодезический купол диаметром 64 м и высотой 30 м, весь в золотистых чешуйках (анодированные алюминиевые панели) представлял собой не просто новейшее достижение в архитектуре, но и, как выяснится, наглядную модель устройства микромира. В 1985-м, когда ученые доберутся до строения молекулярных соединений углерода, они без колебаний назовут их фуллеренами. В честь чудаковатого американца, даже не имевшего высшего образования — его дважды отчисляли из Гарварда за «недостаточную тягу к знаниям»!
Никита Хрущев и Ричард Никсон у разреза автомобиля Chevrolet Impala. Сзади – «Павильон №2», в котором 7-10 марта 2014 года пройдёт историческая экспозиция, посвящённая юбилею Американской выставки.
Геодезический купол Фуллера посетители быстро окрестили «Золотым куполом».
Куполу была посвящена страница в официальном буклете выставки.
Невзирая на это, именно Фуллера назначат главным архитектором павильона США на Всемирной выставке в Монреале (ЭКСПО) в 1967 году, здание которого представляло собой купол уже 80 метров в диаметре. Фуллер был разносторонним человеком. Например, написал книгу «Техническое руководство для космического корабля „Земля“» (1969). И на автомобильной ниве отметился — постройкой футуристического однообъемника Dymaxion (1933). Причем судьба машины мало чем отличалась от судьбы советских самоделок, выставлявшихся на одной из прошлых «Олдтаймер-Галерей» — большая индустрия смотрела на них свысока.
Ричард Бакминстер Фуллер посчитал должным лично прибыть в Москву.
К этому времени Бакминстер Фуллер был уже известным изобретателем. Ему, в частности, принадлежал патент на однообъёмный автомобиль Dymaxion.
Уникальный Dymaxion – один из первых легковых автомобилей вагонной компоновки в мире. Доверие к нему было нарушено из-за аварии на Чикагской всемирной выставке 1933 года, когда из-за неустойчивой трехколесной схемы автомобиль перевернулся, погиб водитель.
Внутри геодезического купола Фуллера на огромных телевизионных рекламах пестрила перед зачарованными посетителями американской выставки другая жизнь. Неслись по хайвеям автомобили — точь-в-точь такие, что стояли снаружи. Купол Фуллера прозвали «золотым». На несколько десятилетий он стал настоящим украшением парка, которое было видно издалека, от метро «Сокольники». Увы, в 1983 году этот ориентир исчез с карты Москвы.
Одержимость Фуллера объемно-пространственными структурами нашла отражение на обложке журнала The Time.
Прошло 55 лет, сменились поколения и уже мало кто из посетителей мартовской «Олдтаймер-Галереи», посвящённой юбилею «Американской выставки», с грустью вспомнит волнительное ощущение холодного лета 1959-го в Сокольниках и ту радость открытия далекого, но такого притягательного чужого мира.
В преддверии выставки, организаторы подготовили её будущим посетителям небольшой он-лайн сюрприз – роскошно вырисованную панораму «Сокольников-1959» с Главным павильоном, Геодезическим куполом и стилизованным автомобилем можно сохранить на память и установить как обои «рабочего стола».
Потепление советско-американских отношений. В 1956-м в СССР начал выходить журнал «Америка» на русском языке. В нем поместят фотографию о посещении Анастасом Ивановичем Микояном в январе 1959 года США (вместе с сыном Серго в концепт-каре GM).
Фото: www.oldmoscow.ru, www.freedomcars.ru, архив Дениса Орлова
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
|
короче выставка обещает быть чумовой)))
|
|
Журнал "Америка" на русском языке начал выходить в 1945 году и издавался он в Вашингтоне.
|
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.