Ретроспектива
30.03.2021
«Форд» для диктатуры пролетариата
Кто-то когда-то очень верно подметил, что у каждой могучей державы были свои «Форды». И СССР не стал исключением. Ни для кого не секрет, что нижегородский автогигант, построенный совместно с компанией Генри Форда, начал свою деятельность с выпуска моделей «Форд-АА» и «Форд-А» 1930 г., под маркой ГАЗ-АА и ГАЗ-А. Однако, если в США основной продукцией фордовских автозаводов были легковые автомобили, то в Советском Союзе с точностью до наоборот, во главу угла был поставлен 1,5-тонный грузовик модели «АА», а освоенный производством несколько позже легковой вариант ГАЗ-А выпускался в куда более скромных масштабах. К тому же для отечественных дорог был выбран наиболее простой и дешевый открытый кузов фаэтон, что для страны с преимущественно холодным климатом оказалось далеко не лучшим решением. И все же, справедливости ради надо отметить, что именно основные узлы и внешность легковой модели «А» легли в основу легендарной советской «полуторки».
Несмотря на простецкий вид и спартанские удобства, ГАЗ-А снискал популярность в довоенной Стране Советов. Неприхотливый и достаточно надежный, он исправно работал на плохих бензине и ГСМ, и упрямо покорял тогдашнее повсеместное бездорожье, чему способствовали малый вес и узкие колеса со спицами. Впрочем, верно и то, что особых конкурентов до появления «Эмки» ГАЗ-М1 у ГАЗ-А просто не было.
Постепенно кроме пассажирской и служебной функций «газик» освоил и многие смежные профессии: работу в такси, армейскую службу и т.д. Кроме того, на базе ГАЗ-А вскоре было создано множество модификаций, порой самых неожиданных: грузовая ГАЗ-4, легковая с закрытым кузовом ГАЗ-6, экспериментальная аэродинамическая, трехосная, газогенераторная, бронированная, даже пожарная...
Это был первый по-настоящему массовый легковой автомобиль советского производства. Но с той поры минуло много десятилетий, и сейчас сохранившиеся экземпляры заслуженного «старичка» можно буквально пересчитать по пальцам. На «Олдтаймер-Галерее», которая состоится в начале апреля в питерском «Экспофоруме», можно будет увидеть сразу два ГАЗ-А: один скрупулезно «до винтика» восстановленный мастерской «Ретротрак» в полном соответствии с заводской комплектацией и второй, приехавший из московского реставрационного центра «Симонов Моторс».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.
Комментарии
Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.