Ретроспектива
31.03.2021
Старший брат «Фердинанда»
Казалось бы, кто из нас не слышал об этом довоенном автобусе? А между прочим, на самом деле такого автобуса — «ЗИС-8» — никогда не существовало. Все реально выпущенные (а их было очень много разновидностей) обозначались совсем по-другому, а зачастую и вовсе не имели собственных обозначений. Безусловно, индекс «ЗИС-8» существовал не только в популярной литературе, а проходил и по заводским документам, но (внимание!) вовсе не как автобус, а всего лишь как шасси для автобуса, что, согласитесь – совсем не одно и то же. Действительно, более мощный 73-сильный двигатель и некоторые другие новшества грузовика ЗИС-5, сменившего в конце 1933 г. модель АМО-3, позволили говорить и о новом длиннобазном шасси – ЗИС-8, пришедшем на смену прежнему удлиненному шасси АМО-4. Ну а что же кузов?
Дело в том, что разработан он был еще в начале 1932 г., именно для шасси АМО-4 и назывался «новый стандарт». Все серийные автобусы, построенные на ЗИСе с декабря 1933 по 1936 г. фактически две разновидности этого кузова — «стандарт» либо «люкс» (последняя отличалась лучшей отделкой и большим комфортом для пассажиров). Что же касается шасси ЗИС-8, то кроме автобусных кузовов на его основе монтировали различные фургоны и даже бортовые грузовики, оснащенные газогенераторными установками. Согласитесь, никому не придет в голову называть их автобусами. А главное, что во многих регионах СССР на шасси АМО/ЗИС выпускалось множество автобусов местного производства, с кузовами такого же типа («стандарт»), изготовленными либо по чертежам АМО-ЗИС или «Аремкуза», либо просто с оглядкой на закупленные столичные экземпляры. Интересно, что сам ЗИС свернул производство автобусов с кузовами «стандарт» уже в 1936 г. Столичный завод «Аремкуз» и заводы Автотранспортного управления Ленинграда (АТУЛ) изготавливали аналогичные автобусы вплоть до войны. Что же касается местных кузовных предприятий, то многие из них возобновляли производство таких автобусов и в первые послевоенные годы, правда, как правило уже укороченных, на стандартных шасси ЗИС-5 (именно такой был заснят в роли «фердинанда» в фильме «Место встречи изменить нельзя»).
Увы, кузова «стандарт» на деревянном каркасе, обшитом стальным листом, были недолговечными и изнашивались достаточно быстро. Поэтому ни одного подлинного автобуса довоенной сборки до наших дней, увы, не уцелело. Попытки воссоздания таких кузовов предпринимались неоднократно, но ни «Мосгортранс», ни многие другие не сумели осуществить их исторически достоверно. И лишь питерская мастерская «Ретротрак», отыскавшая подлинную техническую документацию и овладевшая технологиями тех лет, смогла построить два таких автобуса ленинградского исполнения с практически стопроцентным соответствием оригиналу. Один из них без преувеличения можно считать подлинным украшением предстоящей выставки «Олдтаймер-Галерея» (Петербург, «Экспофорум», 8-11 апреля). На этот уникум на подлинном шасси, безусловно, стоит взглянуть!
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

04.12.2013 Век АЗС
Все статьи