Ретроспектива
03.04.2021
Последний, случайный…
«Когда мне невмочь пересилить беду, когда подступает отчаянье, я в синий троллейбус сажусь на ходу, в последний, в случайный» — эти строки Булата Окуджавы относятся к именно к этой модели троллейбуса, выпускавшейся с 1946 по 1961 годы и по сути ставшей целой эпохой в отечественном городском электротранспорте.

В середине 1940-х дефицит троллейбусов в СССР был очень острым, поэтому проектировку и производство новой машины доверили заводу № 82 Народного комиссариата авиационной промышленности, располагавшемуся в подмосковном Тушино. Аббревиатура «ТБ» являлась в ту пору традиционным обозначением троллейбуса, но если выпускавшиеся до войны в Ярославле машины именовались «ЯТБ», то новая модель получила обозначение «МТБ» — «московский троллейбус», а индекс соответствовал номеру секретного завода-изготовителя.
Конструкция МТБ-82 являла собой дальнейшее развитие довоенных моделей ЯТБ-4 и ЯТБ-5. Она базировалась на оригинальной мощной раме и мостах от ярославских грузовиков, но пассажирский кузов теперь стал цельнометаллическим и состоял из стального каркаса и алюминиевой обшивки (влияние авиационной направленности завода). Первый (по сути, опытный) вариант МТБ-82А 1946 г. внешне отличавшиеся старомодным V-образным наклонным передком, как у ЯТБ. МТБ-82М получил более мощный тяговый электродвигатель и плоскую вертикальную переднюю стенку. С 1948 г. начали выпускать наиболее распространенный вариант МТБ-82Д, еще более мощный. В 1951 г. производство троллейбуса передали на завод имени Урицкого в г. Энгельсе, что позволило резко увеличить масштабы его выпуска. Благодаря этому троллейбусы МТБ, окрашивавшиеся в неизменный синий цвет, стали визитной карточкой многих городов СССР (а также Болгарии, Венгрии, Румынии, Югославии) в период 1950-1960-х годов. Эти троллейбусы слыли «неубиваемыми», но были сложны и тяжелы в управлении, да и комфорт для пассажиров оставлял желать лучшего. Поэтому уже к началу 1970-х они были сняты почти со всех линий и заменены новыми моделями ЗИУ.
Сейчас их сохранились считанные единицы. У посетителей выставки «Олдтаймер-Галерея», которая с 8 по 11 апреля пройдёт в Санкт-Петербурге, будет уникальная возможность увидеть своими глазами не только восстановленный до изначального состояния ходовой МТБ-82Д, но и шасси такого же троллейбуса № 245, вот самом виде, в каком оно уцелело до наших дней, с подлинными ярославскими колесами и даже редчайшей сейчас шоссейной резиной 1940-х годов (на передних колёсах)! Этот удивительный древний и замшелый монстр с рессорами, причудливо расположенными ниже осей, будто бы перенесенный в наше время прямиком из той далекой эпохи, способен вызвать целый букет ярких и незабываемых эмоций. Ведь кто из нас ещё с детства не мечтал посмотреть, «а что там внутри»?
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии

0
S_Iones
Что известная песня Окуджавы относится именно к МТБ-82, а не к какой-то иной модели троллейбуса - очередной миф, имеющий слабую историческую основу.
1. С довоенных времён и до шестьдесят какого-то года все московские троллейбусы окрашивали в синий цвет независимо от модели: ЯТБ, МТБ, ЗИУ-5, часть СВАРЗов. Фактически "синим троллейбусом" могла быть любая из этих моделей. Со временем стёрлось и это - последующие модели троллейбусов тоже бывали синими. Даже цвет последних московских троллейбусов перед расправой 2020-го тоже можно назвать синим.
2. Едва ли простой пассажир московского общественного транспорта Булат Окуджава разбирался в моделях подвижного состава и мог посвятить свое творение какой-то конкретно, а не иной модели.

Откуда взялось устойчивое заблуждение про МТБ-82? Дата его рождения - май 1994, источник - старый музей Мосгортранса с его сомнительным персоналом. Как раз тогда в 94-м праздновали круглый юбилей - 70-летие Окуджавы. Устроители торжеств попросили главк Мосгортранса (не музей, а эксплуатирующую современные тогда троллейбусы организацию) подогнать к театру, где чествовали юбиляра, "синий троллейбус". Как раз тогда на линии работало очень много актуальных тогда ЗИУ-682 (ЗИУ-9) и гармошек ЗИУ-683 с синим низом и белым верхом, да ещё в синюю полосочку. Такой троллейбус-то и собирались заполучить устроители юбилея. Но кто-то в главке решил не снимать с маршрута рабочий троллейбус, а спихнуть эту экзотическую "халтуру" музейщикам. Или по деньгам выходило выгоднее подписать что-то из музея, а не с линии. В активе у тогдашнего музея был восстановленный синий МТБ-82. Но вроде даже и его подогнать к театру, где праздновали юбилей, не удалось из-за какой-то неисправности, или со службой БД и ГАИ не договорились.

Зато тогдашний персонал музея мигом сочинил миф, что "синий троллейбус Окуджавы" это только МТБ-82 и ни что иное. Эта байка стала раздуваться падкой на громкие заголовки перестроечной прессой 94-го и последующих таких же годков, потом её подхватило обезьянье бездумие интернета.

Да МТБ-82 - заслуженное изделие. Но однозначно объявлять его "синим троллейбусом Окуджавы" просто некорректно.

Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

26.07.2013 Усы
15.09.2014 Юбилей
21.08.2015 На старт!
Все статьи