До открытия Олдтаймер-Галереи
осталось

Ретроспектива
31.03.2023
Родом из Ленинграда
Как поется в песне, Ленинград – не только «город над вольной Невой», но и «город нашей славы трудовой». На грядущей «Олдтаймер-Галерее», которая состоится 14-16 апреля в Северной столице, перед посетителями предстанет произведение ленинградских мастеров – автобус ЗИС-8, изготовленный на заводе ВАРЗ. Название этого предприятия расшифровывается незатейливо – Вагоноремонтный завод.
До середины 1930-х годов деятельность ВАРЗа была будничной и малозаметной – рядовой ремонт трамвайных вагонов и ничего особенного. Всё изменил переезд в новые корпуса на Чугунной улице и новые задачи – выпуск автобусов и троллейбусов.
Страна в то время сильно нуждалась в городских автобусах для перевозки пассажиров, но мощностей Московского автомобильного завода имени Сталина явно не хватало. На заводе создали удачный автобус ЗИС-8, но его производство продолжалось только с 1934 по 1936 год, а затем было прекращено из-за реконструкции производственных цехов. Выпуск ЗИС-8 перепоручили различным кузовным и авторемонтным заводам в разных городах Советского Союза, куда завод имени Сталина отправлял шасси для автобусов.
В их числе был и Ленинград, а один из заводов – ВАРЗ. В феврале 1935 года завод получил образцовый автобус ЗИС-8, а в марте уже были готовы два собственного производства. К июню был выпущен ещё один, а всего в 1935 году планировалось изготовить 150 автобусов ЗИС-8. Но к 23 октября 1935 года «Ленавтотранс» получил от ВАРЗа только 25 автобусов ЗИС-8. В следующем году завод увеличил свои показатели, а всего на ВАРЗе построили около двухсот таких автобусов.
Воодушевленный успехом с ЗИС-8 коллектив ВАРЗа в 1936 году представил автобус-прицепку с седельным тягачом на базе ГАЗ-АА, построил несколько троллейбусов и экспериментальные образцы трёхосных автобусов. Планы выглядели грандиозными, но им не суждено было сбыться.
Так, срыв производства трёхосных автобусов объяснялся вполне в духе времени: «Враги народа, орудовавшие в трамвайно-троллейбусном управлении, большое внимание уделяли ВАРЗу, являвшемуся основной базой городского транспорта. Вредители стремились парализовать работу завода и вывести его из строя. На 1937 год заводу была спущена явно вредительская калькуляция, отпускная цена которой была намного ниже калькуляционной цены завода. Это создало искусственное финансовое затруднение. Завод забрасывали всякими неплановыми заказами – начали строительство троллейбусов, а затем прекратили. Свои грязные руки банда вредителей наложила и на организацию снабжения завода проводом, бандажами, моторами. За I полугодие 1937 года не было выпущено ни одного трёхосного автобуса».
Возможно именно поэтому с 1938 года ВАРЗ больше не делал ни автобусы, ни троллейбусы. Однако, его продукция продолжала ездить по Ленинграду и перевозить пассажиров. О сохранившемся экземпляре известно, что он работал на городских маршрутах до середины 50-х годов, потом использовался как развозной. Уже в новом столетии уникальный автобус был найден и отреставрирован в «Мастерской Шаманского» до полностью оригинального состояния, включая трёхцветную окраску.
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи