Ретроспектива
31.03.2024
Автомобиль трёх столетий
Первый русский автомобиль, созданный русскими инженерами Евгением Яковлевым и Петром Фрезе, впервые был представлен публике в 1896 году на Всероссийской промышленной и художественной выставке в Нижнем Новгороде. Спустя 127 лет проект обрёл вторую жизнь –воссоздать объект национального наследия взялась искусствовед Любовь Елизаветина.
Ретроавтомобиль конца 19-го века Любовь приобрела в конце века 20-го и отреставрировала на собственные средства. От момента приобретения до завершения работ прошло 23 года. Сегодня на ретроавтомобиле можно даже прокатиться, прочувствовав атмосферу того времени, когда он был изобретен. Впрочем, обо всем по порядку.
Евгений Яковлев и Петр Фрезе познакомились на выставке в Чикаго. Яковлев привез на выставку свои газовые двигатели, а Фрезе представил на суд публики образцы конных повозок. Вдохновившись машиной «Бенц-Виктория», изобретатели решили объединить силы для создания первого русского автомобиля. Создавая автомобиль, Яковлев и Фрезе опирались на конструкцию легких конных колясок. Двигатель автомобиля разработал Евгений Яковлев. Обратив внимание на ошибки Бенца, он усовершенствовал некоторые принципы работы, и двигатель первой российской машины стал более легким, а мощность его составила две лошадиные силы. Впервые автомобиль Яковлева – Фрезе продемонстрировали посетителям нижегородской выставки 14 июля 1896 года. Сегодня автомобиль Яковлева-Фрезе выглядит как любопытный исторический анахронизм. Но в те далёкие годы он был представлен последним достижением техники. Можно считать, что именно с него начала свое развитие автомобильная промышленность России.
«Автомобиль осмотрел и Николай II. К сожалению, изобретение Яковлева – Фрезе не слишком заинтересовало императора, и его сдержанная реакция определила печальную судьбу автомобиля, — рассказывает Любовь Елизаветина, — все машины погибли, от них остались только детали. В 80 х годах прошлого века известный реконструктор Спартак Григорян нашел детали от автомобилей российских конструкторов и хотел восстановить машину, но не успел сделать это при жизни. Незаконченный автомобиль менял владельцев, пока я его не купила в совершенно ржавом ужасном состоянии».
По словам Любови, найти реставратора для уникальной машины было сложно. На это ушло 20 лет. Каретники не брались, объясняя, что это не карета, а автомобиль. Реконструкторы автомобилей отказывались, ссылаясь на то, что технологически это, по сути, карета. И вот, когда уже казалось, что миссия невыполнима, кузовное ателье Александра Бушуева, строящее экипажи для киноиндустрии, согласилась взяться за легендарный автомобиль. И все получилось! За два года автомобиль был полностью восстановлен и возвращен к жизни.
В работе над реинкарнацией знаменитого автомобиля, наряду с сохранёнными элементами первого экспоната XIX века, использовались автокомпоненты ХХ века, а также отечественный электродвигатель ХХI века. Так и родился российский автомобиль трёх столетий. Получив вторую жизнь автомобиль Яковлева-Фрезе в этом году вновь побывал на Нижегородской ярмарке в рамках автопробега «Дорога на маяк». Презентация воссозданной машины прошла ровно на том же месте, что и 127 лет назад. Историческая картина была полностью восстановлена благодаря энтузиазму российской предпринимательницы.
«Я искусствовед и считаю своей миссией сохранять, восстанавливать, не допускать утраты исторических ценностей, донести до как можно большего числа людей возможность любоваться уникальными экспонатами», - рассказывает Любовь Елизаветина.

Теперь воссозданный первый русский автомобиль Яковлева-Фрезе ждет музейная судьба. Один из первых показов «безлошадного экипажа» состоится 12-14 апреля в Санкт-Петербурге на выставке старинной техники «Олдтаймер-Галерея».
При использовании материалов ссылка на OLDTIMER.RU обязательна.

Комментарии


Для добавления комментариев необходимо войти на сайт под своим логином.

Авторизация

Все статьи